Молодёжный Форум «Образ будущей России глазами молодёжи»

Московское общество испытателей природы (Ассоциация содействия развитию науки и образования)

Общественное движение «Родители Москвы»

Резолюция

Круглого стола

«Образование: смыслы, ценности, интеллект. Проблемная ситуация»

МОИП, 22 февраля 2022

  1. Преамбула

В течение последних 30 лет в России проводится масштабный исторический эксперимент, связанный с переходом от социализма к капитализму. Его результатом стало растущее отставание России от ведущих стран мира, что вылилось в серьезные, социальные, экономические, культурные, международные проблемы.

Очевидно, что западный капитализм, как экономическая и философская модель, не подходит России. Принцип «Свобода лучше, чем несвобода» не сработал. Свобода одних людей эксплуатировать других не только не привела к экономическому подъему, но и, что гораздо важнее, разрушила основные сферы человекостроительства: Культуру, Образование, Здравоохранение, Науку.

Итог затянувшегося эксперимента - кадровая катастрофа: отсутствие на многих ключевых позициях в стране специалистов, обладающих необходимыми знаниями, профессиональными и нравственными качествами. Кадровая катастрофа напрямую связана с последствиями кризиса образования, который помимо экономических проблем тянет за собой и социальные - атомизацию общества, утрату доверия людей друг к другу и к власти, потерю образа и смысла будущего.

  1. Основные причины кризиса Образования

1) В 90-ые годы ХХ века государство полностью сняло с себя ответственность за ценностно-смысловой контекст общественной жизни и перешло к оказанию государственных услуг населению, превратив некоторые из них в платные. В результате корневая система отечественной культуры (называемая ныне «системой традиционных духовно-нравственных ценностей»), характеризующая Россию как цивилизацию и обеспечивающая интегрированность и устойчивость социума, противодействующая враждебным ей ценностно-смысловым системам,при этом выступающая как среда воспитания, оказалась без государственной поддержки. В результате пострадало подрастающее поколение, пораженное «кризисом смыслоутраты»: ребенок потерял возможность формировать картину мира сквозь призму идеала и оказался лишенным духовно-нравственного содержания и внутреннего духовно-смыслового регулятора.

2) Утвердившийся в социальной жизникульт индивидуализма вошел в острое противоречие с отечественной культурной традицией, которую характеризуют: приоритет общих целей и интересов перед индивидуальными, приоритет обязанностей перед правами и соборность, понимаемая как совместная жизнедеятельность на основе любви друг к другу и абсолютных всечеловеческих ценностей. Вследствие этого крайне сузилось поле мотивации: молодое поколение не видит побуждающих стимулов к учебе и труду за границами личных прагматических потребностей и конкретной ситуации. Им стали неведомы бытийные смыслы (но не смыслы потребления) и ценности служения.

3) Трансформация социальной жизни, осуществленная в 90-ые годы ХХ века, выразилась в выхолащивании российских цивилизационных и ценностных накоплений. Были предприняты усилия по разрушению исторически сложившегося типа человека, запустившие в образовании процесс расчеловечивания, представляющего колоссальную угрозу для России, поскольку именно человечность традиционно конституирует социальное пространство России, а способность к её воспроизводству выступает как способ сохранения и развития России.

4) Компетентностный подход, утвердившийся в образовании ставит цель воспроизводства не человека как такового, а лишь его функционального потенциала. В результате формируется не творческий, а служебный человек, которым легко управлять. Такой человек не справится с решением сложнейших задач современности. Ставка на «элитное образование» и отбор талантов как способ решить проблему технологического отставания является стратегической ошибкой.

5) Полисубъектность образовательной политики, узаконенная государством. Так, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в образовательном процессе могут участвовать организации и индивидуальные предприниматели, которые, действуя в собственных интересах, вправе осуществлять проверку «качества образования», а также воспитывать и учить детей, готовить педагогические кадры по самостоятельно разработанным программам вне федеральных требований. Аналогичные положения содержатся и в национальном проекте «Образование». Поскольку большая часть средств бюджета национального проекта идёт на реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда», можно полагать, что внутри системы образования выделен приоритет цифровой трансформации в интересах поставщиков электронного оборудования и телекоммуникационных услуг над всеми остальными целями и задачами образования и воспитания человека.

Следует признать, что осуществленные в последнее время в отечественном образовании реформы сделали подрастающее поколение абсолютно беззащитным в духовном и ценностно-смысловом плане перед лицом ментальной агрессии, развернутой против России, Реформы как бы взрыхлили почву, в которую беспрепятственно падают семена сорняков, способных погубить корневую ценностную систему отечественной культуры как среду развития детей.

3. Основные проблемы российской системы образования:

  1. Российская система образования пренебрегает приоритетом развития внутреннего ценностно-смыслового мира ребенка. Конкретно это проявляется в следующем:

- во-первых, во все более ранней специализации, отнимающей у школы возможность заложить основы целостного мировоззрения и обрекающей её на воспроизводство узких специалистов, знающих, «что и как делать», но не понимающих, «зачем». Решению этой задачи в Национальном проекте «Образование» подчинены, в частности, и уклон в предметную область «Технология», и построение индивидуальных траекторий развития на основе использования информационных ресурсов;

- во-вторых, в пренебрежении к развитию эмоциональных особенностей личности ребенка (эмпатии, сочувствия, сопереживания и др.) и акценте на формировании когнитивного аспекта (памяти, внимания, живости мышления и других инструментов организации интеллектуальной деятельности); когнитивная система при этом рассматривается как аналогкомпьютера, т.е. как система для переработки информации;

- в-третьих, в отсутствии внимания к нравственному аспекту личности ребенка, смещение образовательной среды за границы добра и зла, смешение понятий нормы и девиации, отсутствие четкого определения, что такое «хорошо» и «что такое плохо»;

- в-четвертых, в отсутствии побуждения к духовному развитию ребенка, предполагающему воспитание воли и терпения как личностной основы самоограничения и саморегуляции, в формировании безвольного существа как объекта внешнего управления;

- в-пятых, в культивировании социальной адаптации преимущественно на основе страха наказания, что ведет к формированию безответственного поведения; продуцированию безответственности также способствует ориентация исключительно на права и свободы личности без закрепления её обязанностей;

- в-шестых, в преднамеренном разрушении авторитета учителя, в отсутствии ценности сотрудничества «учитель-ученик» и как результат, в отчуждении ребенка от учебного процесса и школы.

  1. Современное образование не обеспечивает адекватного понимания усложняющейся реальности, отстает от темпов научно-технологических и социально-экономических изменений в обществе. Подростки и молодые люди, как правило, получают поверхностные знания, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом. На рубеже 2000-х годов произошла трансформация типа интеллекта подростков: логическая систематизация информации, основанная на понятийном мышлении, сменилась на формально-образные обобщения, при которых суть явлений не выделяется и не осознаётся, решения принимаются на основе оценки вероятностей, без понимания того, как на самом деле будут развиваться события. Люди с таким типом мышления и таким способом принятия решений приходят на ключевые должности в образовании, в науке, медицине, управлении, не будучи способные решать глобальные задачи, требующие обобщений, осмысления и творческих прорывов. В связи с этим возникают серьезные риски того, что в недалёком будущем сложнейшие проблемы развития современной России останутся без решения.

4. В связи с вышеизложенным мы предъявляем следующие требования к системе образования:

1) Продолжить общественное обсуждение государственной политики по сохранению и защите традиционных духовно-нравственных ценностей, инициированное Министерством культуры РФ в рамках подготовки проекта Указа Президента РФ. Поскольку ценностно-смысловой контекст социальной жизни является мощным фактором формирования мировоззрения подрастающего поколения, постольку государство обязано принять на себя ответственность за защиту традиционной ценностной системы культуры как основы развития духовно-нравственного мира наших детей.

2) Восстановить идеалосообразность отечественной педагогики как её отличительную особенность, предполагающую ориентиры на идеал и ценности как вектор духовно-нравственного развития ребенка, формирования в человеке «человеческого». Построить «воспитывающее образование».

3) Сформулировать внятно и отчетливо смысл и цель образовательного процесса, задающие границы инноваций в системе образования и одновременно критерии оценки этих инноваций со стороны общества.

4) Организовать общественное обсуждение новой модели (концепции) образования в Российской Федерации, разработанной с учетом отечественной цивилизационной антропологической модели.

5) Преодолеть доминирование компетентностного подхода к образованию, какнацеленного исключительно на формирование функционального потенциала личности с ярко выраженной материальной мотивацией.

6) Отказаться от Болонской системы как от неудавшегося эксперимента. Возвратиться к советской системе организации образовательного процесса.

7) Сформировать единое образовательное пространство России с использованием единых учебников (обычных и повышенной сложности), в том числе, - советской школы.

8) Придать труду учителя высокий социальный смысл социального служения и возвысить его материальный статус. Востребовать на стезе труда учителя не только высокий профессиональный, но и личностный духовно-нравственный потенциал.

9) Снизить обязательную нагрузку на учительский и профессорско-преподавательский состав. Радикально дебюрократизировать работу вузов и школ.

10) Исключить использование электронных систем индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Установить необходимость получения детьми полного и разностороннего образования по всем предметам.

11) Исключить дистанционные и цифровые формы образования из дошкольного и школьного образования. Организовать масштабные государственные и независимые исследования влияния компьютерных технологий на детей в целях учета их результатов в организации учебного процесса.

12) Пресечь реализацию так называемых форсайт-проектов «Образование 2030» и «Детство 2030», а также «новейших разработок» Высшей школы экономики, «Сколково», Корпоративного университета Сбербанка и прочих организаций.

13) Отменить новые ФГОС, которые приняты и вступают в силу с 01.09.22 (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").

14) Отказаться от единого государственного экзамена (ЕГЭ), восстановить очные (устные и письменные) экзамены, существовавшие в советской школе.

15) Преодолеть негативные результаты процесса оптимизации в системе образования: расформировать учебные комплексы, перевести детские сады и школы из «школьных корпусов» в самостоятельные детские сады и школы.

16) Отказаться от роли директора школы как бизнес-менеджера педагогического комбината.

17) Расширить сеть бесплатных специальных физико-математических, художественных, спортивных и других специализированных школ.

18) Организовать системную работу по внедрению в учебные процессы программ обучения методам формирования и развития групп, коллективов и сообществ, сочетающих решение задач командообразования и обеспечения содержательной результативной деятельности.

19) Особые требования сформулированы нами в части образования медицинских кадров. Для предотвращения разрушения системы подготовки врачей и среднего медицинского персонала мы настаиваем на немедленной отмене дистанционного обучения во всех медицинских учебных заведениях России:

- обучение студентов и слушателей медицинских учебных заведений должно проходить при непосредственном участии преподавателя;

- отбор в высшие медицинские образовательные учреждения уже с этого (2022 года) должен быть дополнен психологическим отбором и собеседованием;

- должно быть возвращено обучение на анатомических препаратах (компьютерные технологии могут выступать лишь дополнительным, а не основным средством обучения);

- должно быть увеличено количество часов на санитарскую практику, сестринское дело, субординатуру;

- аттестационные мероприятия должны проводиться на клинических базах с реальными пациентами (симуляционные технологии могут быть только вспомогательными в оценке знаний и не могут быть основным инструментом аттестации).

От Московского общества

испытателей природы

(Ассоциации содействия развитию науки и образования)

заместитель президента МОИП по административной работе

Волчков Виталий Юрьевич

От общественного движения

«Родители Москвы»

секретарь по науке и идеологии

Потеряйко Ангелина Юрьевна

16:08
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...