Коренные изменения в системе подготовки студентов медицинских ВУЗов залог здоровья нации


Иванов Денис Викторович,
доктор медицинских наук,
профессор

Доклад на Круглом столе «Образование: смыслы, ценности, интеллект. Проблемная ситуация» 22 февраля 2022 года

События 2020 года показали, что внесение изменений в систему здравоохранения России становится крайне актуальным вопросом. Вспышка новой коронавирусной инфекции стала катализатором событий, которые длились годами и завершились апогеем в виде катастрофической ситуации. Последние 20 лет в России насаждалось мнение, что система здравоохранения – это сфера услуг. Однако это чрезвычайно ошибочное и порочное мнение, которое привело к кризису в системе оказания медицинской помощи. Система здравоохранения не может быть сферой услуг, это сфера народного хозяйства, которая должна быть ориентирована на сохранение и укрепление здоровья и качества жизни россиян. Одно из доминирующих направлений это мировоззрение врача, который становится важным объектом на всех этапах оказания медицинской помощи. Мировоззрение врача начинает формироваться уже со студенческой скамьи!

Однако сейчас в России сложилась чрезвычайно опасная ситуация как для системы здравоохранения, так и для страны и даже её национальной безопасности и суверенности. Оставлять это без внимания не просто халатно, а уже преступно.

Произошла «деградация» некоторых врачей, которая проявлялась в потери ими критического осмысления происходящей ситуации и в насаждении и усугублении панического настроения среди населения, которое и так уже было создано средствами массовой информации. Некоторые врачи стали отказываться выезда к пациенту или приёма пациента с признаками ОРВИ, ссылаясь на возможность заражения. У некоторой части врачей возможность получения материальной (финансовой) выгоды встала на первое место полностью удалив из повестки дня здоровье пациента, а также негативные отдалённые последствия на всю систему здравоохранения, населения и будущего страны. И что более трагично – появились «люди в белых халатах», которых невозможно назвать врачами, так как они начали фашиствовать, надевая на пациентов с пневмониями и дыхательной недостаточностью маски, принуждать их к «вакцинации» экспериментальными препаратами!

Человек, который столкнулся с болезнью, особенно, когда это ургентная ситуация, в большинстве случаев не может справиться с ней самостоятельно. Роль врача становится приоритетной, и поэтому чрезвычайно важно наличие союза врача и пациента. Таким образом они будут выступать единомышленниками и соратниками в борьбе с недугом. Победы достичь будет намного легче и проще. Именно в данном направлении – в восстановлении доверия врачу и веры во врача –необходимо скоординировать все усилия. Именно эти мысли необходимо вкладывать в головы будущих врачей, которые пока только овладевают искусством врачевания.

На практике уже доказано, что огромные инвестиции в оснащение и оборудование, а также строительство новых медицинских комплексов без соответствующей организации лечебного процесса и специалистов, являются просто бездарно потраченными деньгами и никоим образом не влияют на снижение уровня заболеваемости, инвалидизации и смертности населения. Данное утверждение о нецелевом использовании средств относится и к попытке решить все проблемы через систему стандартизации протоколов лечения, при которой не учитываются особенности конкретного пациента. Таким образом пациенты недополучают необходимое лечение и лекарственное обеспечение, что приводит к хронизации заболевания, повторной обращаемости и растущей нагрузки на стационарное звено системы оказания медицинской помощи. Попытки выстроить систему, в которой врач исполняет роль диспетчера, отмечающего галочками нужные пункты в компьютере, являются крайне пагубными как для пациента, так и для врача и, соответственно, для всей страны. Нельзя создавать из молодых врачей, которые идут на смену старших коллег, поколение – «окей гугл».

Россия всегда славилась своими врачами и подходами к лечению пациентов. Попытки принизить врача, изменить в сторону «фельдшеризма», наделив его только «навыками и умениями», катастрофичны по своей основе.

Десятилетние попытки вытравить из российских врачей формировавшуюся столетиями ментальность врачевателя не удаются. У нас есть ещё возможность восстановить утерянное. Ведь ментальность русского врача определялась, в первую очередь, как духовность и душевность. Эти понятия очень тяжелы для восприятия человеку из западного мира, однако они существовали и до сих пор присутствуют в наших докторах. Русский врач как человек, специалист и гражданин, обладает определённым набором национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом. Врачебная ментальность – не врождённый феномен, а социально приобретённый!

Крайне важно отметить, что понятие «русский врач» осуществляется не по национальному признаку, а по мыслительному процессу и методологическому подходу к процессу излечения конкретного человека, который столкнулся с болезнью. Это не симптоматическое, формулярное в подходах лечение, а патогенетически обоснованное врачевание. Вот определение врачеванию, которое даётся в толковом словаре: «заниматься лечением, облегчать душевные страдания, приносить освобождение от чего-либо неприятного, тяжёлого, исцелять».

Принимая во внимание то, что надо изменять модель организации системы здравоохранения и основным действующим субъектом ставить врача, необходимо внести изменения в подготовке и работе врача. Основополагающее изменение – это восстановление ментальности русского врача.

Каким должен быть врач по мнению подавляющего большинства населения России? К чему необходимо стремиться молодым врачам?

Врач должен обладать следующими качествами:

  1. Эмоционально-нравственные качества. Основные из них – это внимательность к пациенту и состоянию его здоровья. Вежливость в общении и тактичность в высказываниях. Милосердие и сострадание к пациенту и его недугу, что особенно высоко ценится болеющим человеком.
  2. Интеллектуальные качества. У врача должно быть развито клиническое мышление, чтобы подходить к пациенту всесторонне и всецело, чтобы максимально быстро и с минимальными затратами помочь конкретному больному. Быть компетентным в своём вопросе, чётко и логично выстраивать план обследования и лечения. Быть мудрым и эрудированным для способности общаться с пациентами разных возрастных групп, уровня знаний, культурных и национальных традиций.
  3. Волевые качества. Врач должен быть аккуратен в ознакомлении с данными исследований, анализов и консультаций смежных специалистов. Пунктуальность в намеченном плане лечения и обследования. Иметь самообладание и терпение. А также иметь усердие в постоянном получении знаний и самосовершенствоваться.
  4. Этикет профессиональной деятельности. Для успешного лечения пациента врач должен владеть грамотной речью, чтобы доходчиво и понятно объяснять и разъяснять пациенту необходимость исследований, анализов, плана лечения. Внешний вид и облик врача играют важную невербальную часть в успешной курации пациента.

Надо чётко понимать, что всё это невозможно осуществить за один год. Необходимо отдавать себе отчёт, что поставленные ориентиры не являются легко достижимыми, но они абсолютно реальны при условии последовательности действий. Крайне важны определённые коррективы в этапы подготовки медицинских кадров и лечебный процесс:

Коррективы в подготовку медицинских кадров:

  • отбор в высшие медицинские образовательные учреждения дополнить психологическим отбором и собеседованием;
  • вернуть обучение на анатомических препаратах (компьютерные технологии могут выступать лишь дополнительным, а не основным средством обучения);
  • увеличить количество часов на санитарскую практику, сестринское дело, субординатуру;
  • аттестационные мероприятия проводить на клинических базах с реальными пациентами (симуляционные технологии могут быть только вспомогательными в оценке знаний и не могут быть основным инструментом аттестации).

Коррективы в научную деятельность:

  • возобновить деятельность научных кружков на кафедрах;
  • поощрять различными способами и мотивировать участие студентов в научной деятельности;
  • обеспечить возможность реального, а не виртуального, ежемесячного участия врачей в научных конференциях, конгрессах;
  • материально поощрять участие в научной деятельности.

Коррективы в постдипломное образование:

  • проводить обучение в реальной обстановке (очно), дистанционное обучение может быть организовано только в случае крайней необходимости и как вспомогательное;
  • увеличить количество практической работы в стационарах, клиниках, поликлиниках и т.д.;

Коррективы в лечебный процесс:

  • создать академические клиники при высших учебных заведениях;
  • вернуть в медицинские учреждения должности научных сотрудников для постоянного взаимодействия науки и практической медицины;
  • основной упор сделать на профилактическую, превентивную модель здравоохранения;
  • упростить доступ к медицинской помощи на уровне амбулаторного звена;
  • не на словах, а на практике повысить доступность медицинской помощи на всех этапах лечебно-профилактического процесса;
  • организовать модель оказания медицинской помощи по принципу результат, а не процесс;
  • внедрить принцип работы полиса ОМС «деньги идут за пациентом», таким образом пациент будет сам выбирать где получить медицинскую помощь по полису ОМС вне зависимости от формы собственности медицинского учреждения.

Программа представлена в сжатом виде, без расшифровки каждого пункта и имеет своей целью получение конкретного результата. Результатом должна стать не только удовлетворённостью пациента доступностью и качеством медицинской помощи, но и повышением продолжительности и качества жизни населения.

Давайте подведём небольшой итог того, что надо делать в системе здравоохранения, чтобы люди перестали бояться и начали с уважением относиться к человеку, надевшему белый халат.

  1. Изменение системы оказания медицинской помощи на превентивно-профилактическую, основным субъектом которой является врач. Это чрезвычайно актуально и жизненно необходимо для сохранения здоровья нации.
  2. Для осуществления мероприятий необходимо акцентировать внимание на мировоззрении врача, воспитывая его в духе «русского врача» с эмоционально-нравственными, интеллектуальными, волевыми качествами и этикетом профессиональной деятельности.
  3. Детальная разработка программы изменений в систему здравоохранения уже проводится заинтересованными врачами совместно со специалистами смежных направлений - юристами и экономистами.

У нас в стране пока ещё есть и кадры, и потенциал для развития. Время перемен настало.

00:20
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...