Проблемная ситуация в школьном образовательном процессе


Джерелиевская Ирина Константиновна,
Кандидат педагогических наук,
доктор философских наук,
профессор

Доклад на Круглом столе «Образование: смыслы, ценности, интеллект. Проблемная ситуация» 22 февраля 2022 года

В своем выступлении я хотела бы сосредоточиться на феномене расчеловечивания, имеющем место в современном образовательном процессе. Расчеловечивание - это процесс изменения природы человека, его обезличивание и превращение в придаток техносферы.

Расчеловечивание представляет колоссальную угрозу для России, поскольку именно человечность, понимаемая как высшая форма внутреннего содержания человеческой личности, проявляющая себя в способности к гармонизации всех форм жизни на основе утверждения ценностей Справедливости, Истины, Красоты и Любви, традиционно конституирует социальное пространство России. Способность к воспроизводству человечности выступает как способ сохранения и развития России, а, возможно, и как её историческая миссия относительно всего человечества. Цивилизационная антропологическая модель, т.е. представление о типе человека, лежащая в основе отечественного образования, нацелена на развитие богатого внутреннего духовно-нравственного мира человека как фундаментального основания полноты и целостности жизни и одновременно высокой ответственности за гармоничное социальное бытие. Кризисы в отечественной системе образования, возникавшие в результате инокультурных заимствований (при Петре I и в послереволюционный период ХХ в.), удавалось творчески преодолеть только посредством опоры на приоритет развития духовно-нравственного потенциала личности: возникал синтез, обеспечивающий более высокий уровень образования.

Однако настоящий кризис в школьном образовательном процессе усугубляется, возникает опасность разрушения государственной системы школьного образования. Считаем чрезвычайно важным исследовать причины этих тенденций.

Мы склонны предположить, что в основе этого кризиса лежат модернизационные процессы, осуществленные в 90-ые годы и направленные на выхолащивание российских цивилизационных накоплений. Были предприняты усилия по разрушению исторически сложившегося типа человека. Так, к отечественной системе образования был применен компетентностный подход, утвердивший новую критериальную ценность воспроизводства, лишенную какого-либо нравственного содержания, – объем и уровень компетенций. Иными словами, отныне ставилась цель воспроизводства не человека как такового, а лишь его функционального потенциала. Таким образом, следует констатировать, что в 90-ые годы произошел первый этап расчеловечивания в отечественном образовании, которое оказалось «вынутым» из цивилизационной культурно-нравственной ниши.

Российская система образования начинает пренебрегать необходимостью приоритетного развития внутреннего ценностно-смыслового мира ребенка. Особенно большой урон в 90-ые годы был нанесен отечественному образованию утратой нравственного идеала, центрировавшего советский социум. Потеряв нравственный идеал, Россия начала утрачивать и способность к воспроизводству человечности.

Это обстоятельство моментально отразилось на состоянии общества – его криминализации, ожесточении и дезинтеграции. Особенно пострадало подрастающее поколение, пораженное «кризисом смыслоутраты»: ребенок потерял возможность формировать картину мира сквозь призму идеала и оказался лишенным внутреннего содержания. Современный подросток, в отличие от подростка 50 – 80-ых годов прошлого века, не понимает, «что такое хорошо, а что такое плохо». В большинстве случаев у него отсутствует осознанная система ценностей, он привык опираться исключительно на свои желания и «действовать по ситуации». В своей массе он обладает малым объемом и «рыхлой» структурой знаний, с трудом выявляет причинно-следственные связи и формулирует собственные мысли. Как показывают соответствующие исследования, коэффициент интеллекта (IQ) у современных детей значительно ниже, чем у предыдущих поколений. Стремительно возрастают детские и юношеские девиации. Кризис проявляется также в чувстве бесполезности и бессмысленности жизни, в отчуждении от учебы и школы, в крайней внутренней неустойчивости, выражающейся в подверженности внешним влияниям и неспособности к их критической оценке. Утративший внутренний ценностно-смысловой регулятор подросток, был при этом буквально «вытолкнут» в социальные сети. Социологические исследования показывают: «посвящение в гаджеты» происходит у детей все в более и более раннем возрасте. В результате дети демонстрируют отсутствие базовой социально-психологической способности – понимание мыслей, интересов и переживаний других людей, благодаря которой люди могут кооперироваться, самоорганизовываться, создавать сообщества и интегрироваться в них, т.е. уметь жить вместе по-человечески.

В связи с этим настойчивое втягивание детей в виртуальный мир, происходящее на уровне проектов «Цифровая образовательная среда», «Российская электронная школа» и др., разработанных в недрах таких центров как НИУ ВШЭ, «Сколково», АСИ, Корпоративный университет Сбербанка и т.д., следует рассматривать как целенаправленные действия по расчеловечиванию подрастающего поколения.

Процесс цифровизации школы значительно интенсифицирован во время пандемии COVID-19. Она стала мощным катализатором запуска всевозможных информационно-цифровых экспериментов над детьми, которые проводятся, несмотря на отсутствие научно проработанных обоснований, без всяких консультаций и учета мнения педагогов, ученых и родителей, в нарушении Конституции и законов Российской Федерации.

Ситуация серьезно усугубляется тем, что Россия стала объектом мощной информационно-психологической агрессии в условиях «гибридной войны». «Несиловая» компонента войны выходит на первый план как решающая сила, разрушающая сознание и парализующая волю людей. Предметом агрессии становится ментальная сфера, т.е. культурно-цивилизационные особенности - ценности, смыслы, способы поведения, традиции. Способ агрессии - культурная «оккупация», подмена и разрушение ценностных и духовных основ социальной жизни. Основное поле агрессии – сфера воспитания подрастающего поколения. Агрессор, который маскируется под «как бы своего», наносит «ранение» подростку, делая его послушным своим актам воздействия и отрицающим, блокирующим воздействие родной воспитательной системы. «Раненный» подросток становится носителем чуждых отечественной культуре ценностно–смысловых образований и стереотипов поведения, т.е. «бойцом» противника, распространяя вокруг себя разрушающие окружающих подростков способы поведения, т.е. заражает их своей смердящей «раной».

Агрессивность и даже садизм, пошлость, крайняя глупость, бессмысленность и провокационная опасность действий блогеров, заполнившая социальные сети, - показатель их ментального «ранения», а их многотысячная аудитория поклонников и подражателей – «зараженные», потенциально готовые встать на сторону противника.

Таким образом, осуществленные в отечественном образовании реформы сделали подрастающее поколение абсолютно беззащитным в духовном и ценностно-смысловом плане перед лицом ментальной агрессии. Реформы как бы взрыхлили почву, в которую беспрепятственно падают семена сорняков, способных погубить корневую ценностную систему отечественной культуры, а следовательно - и возможность воспроизведения человечности.

Понимание этих обстоятельств понуждает рассматривать процессы, происходящие в отечественном образовании, в логике укрепления национальной безопасности России и изменения характера действий государства в этом направлении.

В 90-ые годы государство сняло с себя полностью ответственность за ценностно-смысловой контекст общественной жизни и перешло в локус оказания государственных услуг населению, нередко за дополнительную плату. В результате корневая система отечественной культуры (называемая ныне «системой традиционных духовно-нравственных ценностей»), характеризующая Россию как цивилизацию и обеспечивающая интегрированность и устойчивость социума, а тем самым противодействующая враждебным ей ценностно-смысловым системам, оказалась без государственной поддержки. Иными словами, корневая ценностная система культуры, веками задающая смысл социального бытия в России и воодушевляющая её народ к социальному служению, потеряла свое приоритетное место и стала рассматриваться в качестве одной из возможных конкурирующих между собой ценностных систем. Как следствие этого ценности служения утратили свое значение, на смену бытийным, смысложизненным образованиям пришли потребительские смыслы.

Отсутствие открыто и внятно сформулированного смысла образовательного процесса превратило школу в образовательное учреждение, оказывающее услуги, а педагогическую деятельность лишило социального смысла. Одновременно и каждый ученик при этих условиях потерял возможность найти мотив собственного обучения за границами утилитарных прагматических смыслов. И это значит, что период школьного образования не рассматривается государством как этап социального взросления молодого человека. Государство остается индифферентным к этой задаче.

Анализ документов, регламентирующих образовательную деятельность в современной России, показывает, что ни один из них не восходит к смыслу самой деятельности, что наводит на мысль: мы имеем дело или с латентными смыслами, или с симулякрами.

Неконструктивная позиция государства усугубляется узаконенной полисубъектностью образовательной политики. Так, согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об образовании» в образовательный процесс включаются некие «организации» и индивидуальные предприниматели, которые действуя в собственных целях, могут осуществлять проверку «качества образования», а также воспитывать и учить детей, готовить педагогические кадры по самостоятельно разработанным программам вне федеральных требований. Аналогичные мысли содержатся и в Национальном проекте «Образование».

Таким образом, в школьном отечественном образовании складывается угрожающая ситуация, которая характеризуется тем, что в условиях постоянно нарастающей агрессии против культурной ментальности россиян, в первую очередь, подрастающего поколения, государство не только не сумело нейтрализовать последствия глубоко ошибочных реформ, осуществленных в 90-ые годы и направленных на разрушение культурно-цивилизационных основ устроения общества, но и продолжает действовать в этом направлении. А именно:

  • остается нерешенным вопрос о будущем образования как и вопрос о взятой в его основе антропологической модели и желательном типе личности. Антропологическая модель – центральная ценностная ориентация, с которой так или иначе соотносятся все формы социального поведения и в особенности воспитание подрастающих поколений. Именно от нее непосредственно зависит, чего общество добивается от детей, и каким образом оно это делает;
  • не восстановлена идеалосообразность отечественной педагогики как её отличительная особенность, предполагающая ориентиры на идеалы и ценности как вектор духовно-нравственного развития ребенка;
  • не артикулированы внятно и отчетливо смысл и цели образовательного процесса, задающие границы инноваций и одновременно критерии оценки этих инноваций со стороны общества;
  • наметилась тенденция на ослабление влияния государства на инновационные процессы в образовании, возникла угроза перехвата власти у государства трансгуманистическими структурами и полная подмена цивилизационной антропологической модели как заключительный этап расчеловечивания в образовательном процессе.
00:26
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...