Каким должно быть современное образование в России

Падалко Оксана Витальевна,  

кандидат социологических наук (СПбГУ), эксперт по персоналу, руководитель группы Многодетные Семьи Санкт-Петербурга и Ленобласти, член Комитета по образованию и науке Союза Родительская Палата, член Общественного Совета при Уполномоченном при президенте по правам ребенка, руководитель сообщества Ассоциация Семей России член Экспертного Совета РФ по правам детей, оставшихся без попечения родителей


Доклад на Круглом столе «Образование: смыслы, ценности, интеллект. Проблемная ситуация» 22 февраля 2022 года

Вопрос путей развития образования в России на данный момент является одним из ключевых для развития нашей страны. С сентября 2021г Ассоциацией Семей России проводился опрос на тему «Отношение к развитию традиционного образования в России» [1]. На 22.02.2022 в опросе приняли участие 5741 человек.

К участию в опросе были приглашены родители, учителя, эксперты, старшеклассники и учащиеся колледжей и вузов, выпускники. В нем приняли участие 1410 человек - из Санкт-Петербурга, 389 - из Москвы, 3942 человека – из других регионов. Каждый мог отметить от одного до 10 вариантов ответов. По результатам этого опроса:

  • 85,19% указали, что нашим детям не нужны никакие ограничивающие свободу развития цифровые биографии, ЦОС, искусственный интеллект, Cберклассы, камеры, отслеживающие эмоции детей, цифровые шлемы, кибер-спорт, ЕГЭ, ОГЭ под прицелом видеокамер, ВПР (отчетность ради отчетности чиновников). Опрошенные выступают против цифровых и медицинских экспериментов над детьми, против снятия биометрии, гаджетов в детских садах и начальных классах школ. Новые СанПиНы должны быть отменены и пересмотрены с учетом научных данных и мнения независимых экспертов (по неионизирующим излучениям в том числе).
  • 84,97 % опрошенных уверены, что мнение опытных родителей, педагогов, экспертов должно приниматься во внимание на государственном уровне (должна работать постоянно действующая независимая группа экспертов при правительстве), бездумная цифровизация должна быть остановлена, при принятии решений необходимо прежде всего заботиться о здоровье и развитии детей, а не об отчетности чиновников и выгоде цифровизаторов и коммерсантов.
  • 82,48 % участников опроса полагают, что поступление в вуз должно быть по выбранной специальности, а не туда, где хватит баллов ЕГЭ. Необходимо на государственном уровне контролировать количество бюджетных мест в вузах. Дети, хорошо закончившие школы и колледжи (а не только победители олимпиад), должны иметь реальную возможность учиться на бюджете.
  • 82,37% считают, что занятия спортом, музыкой, живописью и другими направлениями для детей, подростков, молодежи должны быть доступными и бесплатными — это не только их здоровье (физическое и психологическое), разностороннее развитие, это и воспитание - формирование их характеров, родителям не нужны сертификаты на 1-2 кружка в год.
  • 81,24% отметили, что цифровые платформы, постоянная смена учебников, программ и экзаменов — это выгодный бизнес. Необходимо использовать проверенные временем школьные программы, которые должны быть едиными по всей стране, как и учебники (в профильных школах и классах можно использовать дополнительную литературу). Дети должны иметь возможность идти в школу без всякой платной подготовки в течение года. Задача начальной школы - обучение ребенка любого уровня подготовки чтению, грамотному письму, арифметике, а не дрессировка к ВПР с 1го класса.
  • 80,65 % уверены, что необходимы традиционные годовые контрольные и экзамены в своих школах по заранее известным билетам, по которым ребята могут спокойно готовиться в течении года без сюрпризов ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Школа создана для того, чтобы научить ребенка, развивать его и воспитывать совместно с родителями, а не для того, чтобы отчитываться и проводить эксперименты над детьми, в том числе цифровые.
  • 79,59% убеждены, что у каждого ребенка должна быть возможность получить бесплатное полноценное образование, школьный аттестат, возможность бесплатно после 8-9-10-11 класса поступить в колледж и получить выбранную рабочую профессию. Недопустимо, чтобы ребенок после многих лет обучения получал вместо школьного аттестата справку.
  • 78,7% сообщили, что необходимо в ближайшее время увеличить количество колледжей и бюджетных мест в них. Среднее-специальное и среднетехническое образование должны быть доступным и бесплатным для всех. Рассмотреть вопрос о возрождении структуры техникумов.
  • 75,86% участвовавших в опросе считают, что необходимы школы численностью до 800 детей, как и ранее (а не нынешние школы-гиганты наполняемостью до 2500 ребят, которые строятся для экономии земли и средств), классы до 25-30 ребят (а не по 45 детей). Должен быть жесткий контроль со стороны государства над застройщиками в части обеспеченности всех населенных пунктов доступными социальными объектами.
  • 69,57% считают, что нужно возродить прежнюю систему вечерних школ (ныне центров образования), они должны быть в каждом районе города и районном центре и доступны каждому подростку, молодому человеку, которому необходима такая поддержка. Необходимо расширить работу молодежных бирж труда - выпускники школ, колледжей и студенты вузов должны иметь возможность найти работу.

В 2020 году в период изоляции был проведен онлайн опрос 29,7 тыс. школьников с 5 по 11 классы. Его результаты подтвердили опасения специалистов и родителей. Значительно увеличилось влияние неблагоприятных факторов: продолжительность «школьных учебных занятий» выросла на 30%, выполнения домашних заданий – на 60%, работы с гаджетами – на 47%.

При этом 77% респондентов отметили, что работали с электронными устройствами, оборудованными экранами, 4 и больше часов в день. Из них 34% – семь и более часов. Избыточная нагрузка на зрительный анализатор выявлялась у каждого третьего ребенка. При этом о сокращении продолжительности прогулок сообщили 68% опрошенных. Стрессовая ситуация в условиях изоляции и дистанционного обучения сказалась на психосоматическом состоянии школьников. У 84% отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня. Это депрессивные проявления (42%), астенические состояния (42%), обсессивно-фобические состояния (37%), гиперкинетические реакции (29%), синдром головных болей (27%), нарушения сна (56%). Каждый пятый школьник (21%) указал, что изоляция невыносима. Лишь 13% сообщили, что адаптировались к этим условиям. Ситуация ухудшилась практически по всем показателям, характеризующим состояние детей в период изоляции и дистанционного обучения. В связи с этим прогнозировался рост случаев миопии (близорукости как патологии зрения) у обучающихся, а также массовая (до 30%) диагностика компьютерного зрительного синдрома (комплексное нарушение, связанное с длительной - более 2 часов в день работой за ПК и мобильными гаджетами, в основе развития КЗС лежат сразу две проблемы – синдром сухого глаза и спазм аккомодации). Педиатры, школьные медики должны быть готовы к диагностике и профилактике карпально-туннельного синдрома. Практически все специалисты сходятся во мнении, что в последующем мы увидим увеличение частоты проявлений нервно-психического неблагополучия, в том числе рост уровня агрессии, депрессивных проявлений, кибербуллинга [2].

Социологические опросы показали негативное отношение родителей к внедрению Цифровой образовательной среды. С начала 2021 года Независимый исследовательский центр (НИЦ) вместе с родителями-активистами провели опрос родителей в 16 субъектах, охватив 20 городов страны. Более 90% участников опроса в каждом из городов не согласны доверить своего ребенка искусственному интеллекту и тем, кто этим ИИ управляет; выступают за сохранение традиционного обучения в школе вместе с другими детьми; не согласны на эксперимент по обучению в ЦОС. От 80% до 95% респондентов считают, что такие радикальные изменения в образовании должны стать предметом всенародного обсуждения. Родители настаивают на создании Рабочих групп в своих регионах совместно с департаментами и министерствами образования для обсуждения вопросов о необходимости внедрения ЦОС.

АНО «Независимый исследовательский Центр» с 15 по 28 октября 2020 года был проведен всероссийский интернет-опрос был проведен, было опрошено 15 тысяч родителей. Четверть опрошенных родителей (26,2%) указали, что дистанционное обучение – это ступенька к отказу от традиционного обучения и переходу к онлайн-обучению.

В период дистанционного обучения увеличилось количество времени, которое проводили дети за компьютером и телефоном. 35,9% респондентов отметили, что дети проводили за компьютером и телефоном более 7 часов в день; 27,4% — 5-7 часов в день,
21,2% — 3-5 часов, 10% — 1-3 часа. 81,5% респондентов отметили, что у школьников снизилась ответственность и самодисциплина.

Более половины опрошенных родителей (60,9%) указали, что учителя только давали задание и контролировали его выполнение, а дети учились самостоятельно. Три четверти опрошенных (76,9%) отметили, что детям не хватало личного общения, 47,6% — дети стали более отчужденными друг от друга. Дистанционное обучение сказалось на графике работы и режиме дня большинства родителей. Родители указали на серьезные изменения (можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов более 100), а именно: 68,9% — много времени уделяли контролю над учебой детей, 60,2% — пришлось быть учителем для детей, 31,4% — пришлось менять график работы и/или брать выходные за свой счет, 19,3% — пришлось уходить с работы из-за возросшей нагрузки с детьми [3].

Также АНО «Независимый исследовательский Центр» с 15 по 28 октября 2020 года был проведен всероссийский интернет-опрос школьных учителей, было опрошено 700 учителей из 45 регионов России (указавших свой регион). Подавляющее большинство опрошенных (84,8%) ответили, что нагрузка на учителей выросла во время дистанционного обучения. 42,8% учителей указали, что дистанционное обучение — это ступенька к отказу от традиционного обучения и переходу к онлайн-обучению. В ходе опроса учителям нужно было оценить, как изменились умения, состояние учеников после дистанционного обучения. В скобках указан процент опрошенных учителей, кто указал на ухудшение выделенных показателей: внимание, умение сосредоточиться (85,7%); Мотивация учеников (84,1%); ответственность учеников за свою учебу (83,3%); Оценки по ВПР (всероссийские проверочные работы — 82,9%); состояние физического здоровья (зрение, осанка и пр.) (82,1%); умение выстраивать устную речь (82,1%); дисциплина (78,2%).

Учителя также оценивали особенности дистанционного обучения. По всем выделенным показателям большинство респондентов отметили наличие сложностей (в скобках процент тех, кто ответил, что были сложности): навыки самоорганизации учебной деятельности у учеников (80,5%); Технические возможности (80,4%); выстраивание мотивации у учеников к учебе (74,7%); организация учебного процесса (74,7%); контроль знаний учеников (74,4%); психологические проблемы общения/выступления у учеников (65,8%); индивидуальный подход к ученику (65,4%); ограниченные временные рамки занятий (64,2%); взаимоотношения учителей и родителей (53%) [4].

Родительский актив г. Москвы совместно с АНО «Независимый исследовательский Центр» период с 27 мая по 10 июня 2021 провел интернет-опрос родителей школьников г. Москвы с целью выявления их мнения о внедрении цифровой образовательной среды. В опросе приняли участие 1238 родителей, из всех районов города [5]. Совет родителей г. Санкт-Петербурга совместно с АНО «Независимый исследовательский Центр» с 16 мая по 2 июня 2021 г. провел интернет-опрос родителей школьников г. Санкт-Петербурга с целью выявления их мнения о внедрении цифровой образовательной среды. В опросе приняли участие 1000 родителей, из всех районов города [6]. С сентября 2021г. в школах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, согласно Постановлению Правительства от 07.12.2020 г. №2040 «О проведении эксперимента по внедрению ЦОС», внедряется Цифровая образовательная среда (ЦОС) на всех уровнях школьного обучения (начальное, основное, среднее). Подавляющее большинство опрошенных родителей Москвы (82%) и Петербурга (81,5%) отметили, что им ничего не сообщали об этом в школе.

В Постановлении Правительства РФ говорится, что задачей ЦОС является закрепление дистанционной технологии в электронном обучении. Подавляющее большинство опрошенных в Москве (96,5%) не поддерживают дистанционное обучение, из них 90% — полностью не поддерживают. Большинство опрошенных в Петербурге (93,5%) не поддерживают дистанционное обучение. Из них 85,5% — полностью не поддерживают.

Обучение в цифровой образовательной среде означает, что ребёнок большую часть времени будет проводить за компьютером (электронные учебники, аудио и видеоматериалы, выполнение заданий не в тетради, а в компьютере, общение с наставниками в программе и пр.). Подавляющее большинство опрошенных родителей в Москве также уверены, что это негативно скажется на здоровье и психике (Москва - 98%, Петербург -86%), усвоении учебного материала (Москва - 95,5%, Петербург - 82,5%), навыках общения со сверстниками (Москва- 96,5%. Петербург- 87%). Некоторая разница в цифрах между ответами родителей двух столиц можно объяснить тем, что в Москве раньше начался переход на МЭШ (Московскую Электронную Школу) и РЭШ (Российскую Электронную Школу).

Внедрение Школьной цифровой платформы (ШЦП) и Цифровой образовательной среды (ЦОС) предполагает полную оцифровку информации о детях - собираются данные о ходе процесса обучения, личных особенностях детей, учебных достижениях, социальных связях, здоровье, семье и пр. Эти данные передаются частным коммерческим организациям, которые имеют все права распоряжаться ими по собственному усмотрению. Подавляющее большинство опрошенных родителей и Петербурга и Москвы (97%) не согласны в той или иной мере с такими условиями обучения. Цифровизация образования предполагает, что искусственный интеллект (ИИ) будет оценивать знания, давать индивидуальные задания, собирать все данные о психологических и интеллектуальных особенностях ребёнка, предлагать какие предметы изучать и в каком объеме. Большинство опрошенных родителей Петербурга (94%) не согласны, в той или иной мере доверить своего ребенка искусственному интеллекту, в Москве таких родителей 97% среди опрошенных. Подавляющее большинство опрошенных родителей (94%-Петербург, 96,5% Москва) не согласны частично или полностью на участие их ребенка в эксперименте по обучению в цифровой среде. Согласно ст.44 ФЗ об образовании, родители имеют право отказаться от участия детей в этих экспериментах. Более половины опрошенных родителей Москвы (51,5%) не знали об этом, в Петербурге таких 54% по данным опроса.

Внедрение цифрового обучения радикально меняет все образование. Подавляющее большинство опрошенных родителей считают, что такие изменения должны стать предметом всенародного обсуждения (94,5% - Москва, 92% - Петербург). Большинство опрошенных родителей (89%) считают, что необходимо создать рабочую группу при Комитете по образованию г. Санкт-Петербурга с участием родителей для обсуждения вопроса о необходимости внедрения проектов цифровой образовательной среды в школьные и дошкольные учреждения.

Большинство опрошенных родителей (89,5%) считают, что необходимо создать рабочую группу при Департаменте образования и науки г. Москвы с участием родителей для обсуждения вопроса о необходимости внедрения проектов цифровой образовательной среды в школьные и дошкольные учреждения [7].

В ноябре 2021г Ассоциацией Семей России был проведен опрос на тему «Формирование различных аспектов воспитания и культуры детей, подростков и молодежи как основополагающий компонент образовательного процесса в современных реалиях» [8]. На 22.02.2022г. проголосовало 3330 человека: 814 человек из Санкт-Петербурга, 212 участников из Москвы, 2274 человека из других регионов России. 92,25% опрошенных поддерживают развитие традиционного образования (дошкольного, школьного и послешкольного) с выбором лучших, проверенных временем методик обучения, и выступают против цифровых экспериментов над детьми и подростками. Только 8,05% опрошенных считают, что цифровая трансформация образования и цифровые эксперименты над детьми не имеют отрицательных последствий для физического и психологического здоровья, уровня образованности, культуры и воспитания детей, подростков и молодежи.

В ноябре 2021г Глава Следственного комитета России - Александр Иванович Бастрыкин и заместитель председателя Госдумы - Пётр Олегович Толстой предложили реформировать систему образования в стране. Александр Иванович Бастрыкин убеждён, что ЕГЭ нужно отменить и вернуться к советской системе образования. Вице-спикер Госдумы Пётр Олегович Толстой –противник ЕГЭ, ещё ранее называл единый госэкзамен «насилием над детьми и самой идеей образования», уточняет: «В одном не соглашусь с Александром Ивановичем Бастрыкиным: Возвращаться нужно не к советской, а к русской системе образования, и тут дело не только в избавлении от ЕГЭ, а в самих подходах к воспитанию человека и гражданина». [9] Также поддерживает тему отмены ЕГЭ Сергей Михайлович Миронов – руководитель фракции Справедливая Россия – Патриоты - За правду в Госдуме.

Сейчас без помощи репетиторов школьникам очень сложно сдать и ОГЭ и ЕГЭ, особенно если они планируют поступить на бюджетную форму обучения, так как содержание этих экзаменов каждый год меняется и не соответствует в той или иной степени школьной программе. Как, впрочем, и ежегодные всероссийские проверочные работы (ВПР), которые, по сути, созданы просто для отчетности. Сюда же добавляется разрозненность школьных программ, нелогичное построение материала разношерстных школьных учебников. Получается, что далеко не у всех школьников, в силу финансовых возможностей их родителей есть возможность поступить в вуз или техникум по избранной специальности – идут туда, куда хватит баллов или не имея возможности оплатить образование ребята в вузе идут учиться в колледжи и техникумы. Происходит разделение общества на тех, кому доступно продолжение образования и тех, у кого нет такой возможности.

«Современная отечественная педагогика гордится успехами в разработке новых программ и образовательных технологий, и не хочет видеть проблем, которые этими нововведениями порождены. Стоило бы задуматься, имеется ли повод для гордости при том уровне образованности, который с помощью этих разработок достигается? Источник проблем с учебными программами – Министерство образования» - считаетЯсюкова Людмила Апполоновна, кандидат психологических наук. [10]

Мы уверены, что дети должны иметь возможность идти в школу без всякой платной подготовки в течение года. Задача начальной школы - обучение ребенка любого уровня подготовки чтению, грамотному письму, арифметике, а не дрессировка к ВПР с 1-го класса. Пора вернуться к сути образования, приведению школьных программ и учебников к единообразию и логичности изложения материала, изменению подхода к обучению чтению, грамотности и арифметике таким образом, чтобы дети в начальной школе обучались грамотному письму, а не дрессировались к придуманным чиновниками для оправдания своего существования ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, которые во главу угла поставили зубрежку и правильность оформления работы, а не понимание предмета. Для развития России нужны не дистанционное образование, не эксперименты над детьми с ЦОС, не электронные доски и электронные учебники (которые нагружают зрение и не дают полноценно воспринимать материал), не видеокамеры и снятие биометрических данных у детей, не цифровой след, не внедрение искусственного интеллекта в образовании и не ограничения по непонятно на каких основаниях вводимых индивидуальных траекторий, которые усугубят социальное неравенство. России нужно здоровое, полноценно образованное молодое поколение.

Для этого необходимо:

1. В ближайшее время построить школы и детсады там, где они необходимы, крайне важно, чтобы школы не были переполнены до 40-45 детей в классе, и чтобы родители могли без огромной очереди отдать малыша в детсад, когда это будет необходимо, начиная с 1,5 лет. Как отмечает аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина, если сравнивать 2019-й и 1990-й год, то мест в дошкольных учреждениях введено в 2,1 раза меньше, чем во времена СССР [11].

По данным Михаила Богданова за период 1998—2004 число школ сократилось с 65.000 до менее чем 40.000 (отсюда проблема вторых, а порой и третьих смен в школах, которые перегружают детей, учителей и родителей и на сегодняшний день) [12].

При этом с 2019 по 2024 годы прирост числа школьников в России составит около 2,2-2,3 млн человек. Об этом заместитель министра просвещения РФ Андрей Николаев сообщил на пятом форуме Центрального федерального округа по государственно-частному партнерству. Замминистра отметил, что в связи с этим возрастает нагрузка на инфраструктуру школ. [13]. Отремонтировать и оборудовать всем необходимым все школы, в т. ч. сельские и территориально удаленные, в городах в т. ч. дать детям возможность учиться там, где они живут, а не в соседнем районе. Даже в Петербурге - второй столице России не решен вопрос с доступностью детских садов и школ: в августе 2020 года нехватка мест в петербургских школах составляла 26 000 мест, на 2021 год дефицит составил 84 детских сада и 50 школ [14].

2. Нужно сконцентрироваться на ремонте и оборудовании школ, на строительстве общедоступных спортзалов, бассейнов, подростковых клубов, домов культуры, спортивных, художественных и музыкальных школ.

Дать возможность детям от детского сада до окончания школы или колледжа бесплатно заниматься любыми видами спорта, получать музыкальное, художественное образование, развиваться в научно-технических и творческих кружках, изучать иностранные языки.

3. Необходимо изменить программу обучения в школе, начиная с начальных классов, взяв за основу лучшую советскую программу по обучению грамоте и письму, уйдя от фонетического метода обучения, выбрать логичную программу по математике и полностью переделать программу по окружающему миру (опять же советская программа природоведения была намного логичнее), приняв во внимание рекомендации не только педагогов, но и психологов. Школа должна решать вполне конкретную задачу: обучать тех детей, которые приходят учиться. Даже если программы прекрасны сами по себе, но не обеспечивают качества обучения современных детей, зачем их использовать? Не лучше ли вернуться к программам 60-70-х годов, которые позволяли подавляющему большинству детей освоить грамотное письмо? Чтобы разобраться в данной теме рекомендуем видео-лекции и работы кандидата психологических наук, доцент, специалиста в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости, более 30 лет проработавшей с разными школами Ясюковой Людмилы Аполлоновны [15].

4. Надо сделать все необходимое для того, чтобы в педагогике обучались, развивались те, кто идет в нее по призванию, расширить курс детской психологии в педвузах, проводить собеседование перед поступлением на педагогическую специальность. Нужна полноценная в т. ч. психологическая подготовка педагогических кадров и внимательный отбор абитуриентов в педвузы в том числе с учетом мотивации, которую можно выявить в ходе собеседования, а не по результатам ЕГЭ.

5. Полагаем, что ВПР надо отменить, оставив, как писали ранее, годовые контрольные работы. Нужна Министерству Просвещения отчетность - есть итоги годовых контрольных работ, пусть анализирует. Не мучить и не пугать учеников начальных классов, да и средней школы переводными экзаменами. Экзамены - в 9-ом и 11 классе. Отменить ОГЭ и ЕГЭ - достаточно традиционных школьных экзаменов и годовых контрольных работ.

Весь перечень экзаменационных вопросов должен быть известен детям как минимум за год до сдачи экзаменов в 9-ом и 11-ом классе. Дать школам возможность самим, как и ранее, проводить традиционные школьные экзамены (в частности, письменные экзамены и экзамены по билетам, чтобы школьники заранее четко понимали вопросы и задания, которые могут быть заданы), продумать схему поступления в колледжи и вузы без ОГЭ и ЕГЭ.

6. Поступление в колледжи и техникумы должно быть на основе школьных результатов. Необходимо восстановить и развить систему средне-специального образования после 8-го, 9-го и 11 класса. У каждого подростка независимо от результатов школьных экзаменов должна быть возможность получить рабочую специальность, как это было ранее. В стране острая нехватка квалифицированных рабочих. За последние 5 лет прием в колледжи существенно возрос, 60% российских девятиклассников продолжают обучение именно в них. [16]

Расти спрос на колледжи и техникумы будет и далее, так как и школьники, и родители понимают, что поступить в вуз после 11 класса, особенно на бюджет сложно. Да и нельзя оставлять без рабочей специальности и возможности получить работу даже тех ребят, кто не смог получить школьный аттестат с высокими оценками. Колледжи и техникумы должны быть доступны и бесплатны для всех.

С 31 декабря 2021 года профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования перестанут принимать абитуриентов по 43 профессиям. Соответствующий проект приказа был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов [17].По мнению директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования Министерства просвещения РФ Виктора Неумывакина: «знания и навыки, которые были заложены в эти программы, не исчезают, а включаются либо как отдельные блоки в более широкие современные программы подготовки, но могут и перейти в перечень коротких программ профессионального обучения». Возникают опасения о полноценности образования по коротким программам. Тем более есть ряд колледжей, в которые ребята идут после 8го класса, которые также востребованы школьниками, которые в том числе раньше остальных определились с будущей специальностью. [18].

У экспертов и педагогов вызывает большие сомнения целесообразность идеи о сокращении срока обучения в колледжах и техникумах (так называемый профессионалитет), когда сроки учебы в колледже по некоторым направлениям сокращаются с 4 до 2 лет. Запуск программы «Профессионалитет» планируется с 1 сентября 2022 года. На реализацию проекта из федерального бюджета до 2024 года предполагается выделить около 30 млрд рублей. В 2022 году ожидается участие в проекте предприятий, относящихся к восьми отраслям экономики: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, легкая промышленность, химическая и фармацевтическая отрасли. Первые 150 тыс. студентов приступят к обучению по новой программе с 1 сентября 2022 года. [19].

Очень настораживает экспертов, педагогов и родителей следующее новшество. В начале октября 2021г замдиректора департамента госполитики в сфере среднего профобразования и профобучения Минпросвещения Маргарита Скворцова сообщила, что ведомство намерено создать специальную цифровую платформу для колледжей, которая позволит составлять индивидуальные образовательные программы для студентов. По её словам, решение планируется в рамках запуска новой программы «Профессионалитет», которая предполагает сокращение сроков обучения в колледжах» [20]

Цифровизация среднетехнического и средне-профессионального образования может негативно повлиять на получения учащимися значимых навыков. Уже сейчас внедрение этого подхода приводит к тому, что в ряде колледжей даже по физкультуре задаются задания на платформе РЭШ. Вместо того, чтобы для пользы своего здоровья ребята могли заняться реальной физкультурой, он должны выполнять теоретические задания с использованием гаджетов.

Опытные психологи , педагоги уже говорят о том, что внедрение индивидуальных траекторий сужает и ограничивает, а не расширяет навыки учащегося.Об опасностях введения индивидуальных траекторий пишет и кандидат исторических наук Ольга Николаевна Четверикова в своей книге «Цифровой тоталитаризм. Как это делается в России» (2019г).

7. Необходимо прекратить тотальную слежку за детьми в школах с помощью камер видеонаблюдения - школьники - не преступники, исключить сбор биометрических данных (в том числе таких как программа «Ладошки Сбера») – это очень небезопасно и может поставить под угрозу дальнейшую жизнь детей с учетом возможности похищения этих данных. Использование цифровых шлемов для обучения также ставит под удар здоровье детей.

8. Вместо эксперимента ЦОС (цифровая образовательная среда) необходимо предоставить возможность всем стремящимся к этому детям обучаться в физико-математических, языковых и других специализированных школах, различных кружках в общеобразовательных школах (в том числе по IT-направлению, в частности по программированию). Школа создана для того, чтобы научить ребенка, развивать его и воспитывать совместно с родителями, а не для того, чтобы отчитываться и проводить эксперименты над детьми, в том числе цифровые.

9. Рассмотреть, как вариант поступления в вузы с учетом итогов школьных экзаменов по профильным предметам. Вузам разрешить проводить свои вступительные экзамены (не более трех). При необходимости продумать некий профильный вузовский экзамен-собеседование (как в творческих вузах) с целью определения готовности поступающего к выбранной специальности (в частности, в медицинские, педагогические, художественные, военные и другие специализированные вузы) и давать за него дополнительные баллы к баллам, полученным по предметам.

10. Новые Санитарные правила и нормативы 2.4.3648-20 и 1.2.3685-21 должны быть пересмотрены и уточнены в части использования ЭСО в образовательном процессе с опорой на научно обоснованные рекомендации безопасного использования. В СанПиНе 1.2.3685-21 указаны временные нормативы предельно допустимого уровня (ПДУ) электромагнитных полей радиочастотного диапазона у головы пользователя (уточняем, взрослого человека) Таким образом, полностью отсутствует нормативная база для детей и подростков, которые в настоящее время стали активными пользователями. Кроме того, полностью отсутствует научно обоснованные регламенты использования Wi-Fi в образовательных учреждениях.

За последние годы резко возросла информатизация образовательного процесса с использование электронных средств обучения, что внесло свой вклад в ухудшение состояния здоровья детей. Результаты лонгитудинального наблюдения свидетельствуют о росте от 1-го к 11-му классу на 14,7% распространенности функциональных отклонений, а хронических болезней – на 52,8%. Болезни глаза, в основном миопия, стали занимать одно из лидирующих мест в структуре заболеваемости: за одиннадцатилетний период обучения в школе частота встречаемости функциональных нарушений зрения у школьников увеличилась вдвое, а хронических болезней – в 16 раз.

Кроме того, острота зрения у большинства обучающихся снижалась на 0,5-1,0 диоптрию в год, а у некоторых – до 2-2,5 диоптрии. Более 62,0% выпускников школы имели нарушения зрения. Обращает также на себя внимание значительная распространенность среди старшеклассников функциональных отклонений со стороны психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. [21].

В 2021 году в ряде учебных заведений, в т. ч. колледжей Санкт-Петербурга (по Москве тоже есть подобные сведения) по распоряжению вышестоящих инстанций, учащихся стали регистрировать на платформеMicrosoft Teams, которая работает в связке и с номером мобильного телефона. И учащихся и родителей просто поставили перед фактом, что работа в данной платформе является теперь неотъемлемой ежедневной частью учебного процесса. Не говоря уже об эксперименте Сберкласс, внедряемой в регионах России (в том числе в Белгородской области).

Председатель Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, доктор биологических наук, член научно-консультативного комитета Международной программы по неионизирующим излучениям ВОЗ, эксперт IARC (Международное агентство по изучению рака) Олег Григорьев убежден: неограниченное массовое покрытие Wi Fi (беспроводным интернетом) всех российских школ в рамках нового стандарта Минпросвета «Цифровая школа» (данный стандарт пока еще не принят, разработан на уровне проекта приказа) несет прямую угрозу здоровью детей, влечет за собой научно-экспериментально доказанные негативные последствия: повышенный риск онкологии, провоцирование астено-вегетативных заболеваний и др. «Заявляю, как радиобиолог с огромным опытом, как эксперт ВОЗ и IARC: электромагнитное поле Wi Fi — это риск функциональному состоянию, здоровью и когнитивным функциям детей. Для детей до 5-го класса Wi Fi должен быть полностью исключен. Остальным возрастам — ограничен, но всю полноту ответственности за риски должна нести администрация школы... Вопрос электромагнитных «детских» норм давно остро стоит на повестке дня, даже отраслевая наука под крылом Минцифры выступает за такую регламентацию. Властям необходимо принимать точку зрения экспертов. Очень надеюсь, что к ученым наконец начнут прислушиваться» [22]. Об этих же проблемах не однократно говорили и кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН, Наталия Игоревна Хорсева и доктор медицинских наук, профессор, почетный академик Академии электротехнических наук РФ Юрий Григорьевич Григорьев.

Необходимо еще раз отметить, что Постановление Правительства о старте эксперимента «Цифровая образовательная среда», проекты школьной цифровой платформы и «Сберкласс» от Сбера, аналогичные частные проекты цифровых образовательных платформ предполагают обучение несовершеннолетних с постоянным использованием интернета (в том числе — беспроводного) перед экраном гаджета/компьютера. В новом СанПиНе от Роспотребнадзора (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»), вступившем в силу с 1 января 2021 года, нет никаких ограничений на использование беспроводных сетей связи WI FI в образовательных учреждениях. [23].

Рекомендации по жестким ограничениям Wi Fi в школах (основной разработчик — НИИ гигиены и здоровья детей при НМИЦЗД Минздрава РФ) в июне 2020 г. были утверждены Пленумом научного совета РАН, Минздравом РФ и официально опубликованы. Затем эти рекомендации были удалены с сайта НИИ. Найти их можно на других ресурсах. [24]. К сожалению, несмотря на запреты и ограничения использования Wi Fi в образовательных учреждениях за рубежом, в нашей стране активно продвигается проект его широкого использования в школах (при этом более мощного, чем бытовой Wi Fi), а не менее безопасный вариант проводного интернета. Напомним, что в соответствии с ч. 9 ст. 13 273-ФЗ «Об образовании»: «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Общественный уполномоченный по защите семьи размещал анализ проекта приказа Минцифры и Минпросвета (опубликован на правительственном портале 6 мая 2021 г. [25]) о новом стандарте оснащения школ, в которых будет осуществляться эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды [26]. Эксперты пришли к однозначному выводу, что тотальное покрытие всего школьного пространства Wi-Fi-сетями, системы видеонаблюдения как минимум в 25% учебных кабинетов (для применения дистанционных обр. технологий и контроля за «базовой безопасностью» учебного процесса), интерактивные панели-комплексы не менее чем в 30% классов, обязанность не менее 50% педагогов использовать на уроках сервисы для работы с цифровым образовательным контентом, обязательное проведение не менее 20% занятий с использованием цифрового образовательного контента и многие другие положения проекта приказа несут прямую угрозу физическому и психическому здоровью детей [27].

11. Все приведенные выше результаты опросов и исследований опубликованы в 2020-2021 годах. Учтено ли мнение экспертов, педагогов, родителей по отношению к цифровизации образования хоть в какой-то мере чиновниками от образования? К сожалению, нет.

Необходимо изучать и обязательно применять опыт ученых ипедагогов-новаторов кактаких: доктор психологических наук, профессор, академик РАО, дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования Амонашвили Шалва Александрович; педагог и ученый Базарный Владимир Филиппович; русский психолог Выготский Лев Семенович; выдающийся педагог Макаренко Антон Семенович; семья педагогов-новаторов Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных; доктор педагогический наук Петерсон Людмила Георгиевна; публицист и теоретик педагогики Сиимон Львоович Соловейчик; народный педагог Сухомлинский Василий Александрович; основоположник российской педагогики Ушинский Константин Дмитриевич, народный учитель СССР Шаталов Виктор Федорович,заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАОЩетинин Михаил Петрович.

Любые нововведения в образовании необходимо предварительно глубоко анализировать и обсуждать с экспертами, педагогами и родителями. У нас есть немало опытных профессионалов в различных областях:

- медики – доктор медицинских наук, профессор Воробьев Павел Андреевич; доктор медицинских наук, профессор Иванов Денис Викторович, врач-педиатр иммуногенетик отец пятерых детей Кашаба Игорь Викторович,доктор медицинских наук Кириличева Галина Борисовна, специалист по биоэтике Киселева Валентина Эдуардовна, доктор медицинских наук, профессор Редько Александр Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор Шафалинов Владислав Анатольевич;

- педагоги – Богданов Михаил Юрьевич, Зицер Дмитрий, доктор физико-математических наук Саватеев Алексей Владимирович, Розе Татьяна Георгиевна, Хавченко Елена Владимировна;

- психологи – кандидат психологических наук Киселев Сергей Юрьевич, кандидат психологических наук доцент Ясюкова Людмила Апполоновна;

- специалисты в области культуры – Алферова Ксения Александровна, Бероев Егор Вадимович, Будина Ольга Александровна, Захарова Наталия Вячеславовна, Шукшина Мария Васильевна;

- юристы – Вышкварцев Виталий Владиславович, Чекан Елена Викторовна, кандидат юридических наук Швабауэр Анна Викторовна;

- эксперт в IT- Касперская Наталья Ивановна и другие, в том числе приведенные в данной статье выше.

Члены Союза Родительская Палата и родители уверены, что независимые общественные организации и эксперты смогут повлиять на определение путей развития современного российского образования. 22.12.21 Союз Родительская Палата утвердил и передал следующий документ, подготовленный комитетом по образованию и науке Родительской Палаты: «Предложения для Рекомендаций круглого стола, проведенного 14.12.2021 года Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Цифровизация информационной и образовательной среды: риски и угрозы безопасности семьи и детства, перспективы их преодоления».

Союз «Родительская палата» создан при поддержке Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства. В состав Союза «Родительская палата» входят: активисты, руководители просемейных, родительских сообществ, движений, объединений, благотворительных, патриотических и общественных организаций, представляющих интересы семей с детьми на территории Российской Федерации, деятельность которых направлена на улучшение качества жизни семей с детьми, в том числе, семей имеющих в своём составе детей с особенностями в развитии и требующими особого к ним отношения. Союз «Родительская палата» призван и создан для того, чтобы помочь всем ветвям государственной власти решать проблемы семейного сообщества в их реальном масштабе и в приоритетном порядке.

Цифровизация школьного, среднетехнического и средне-профессионального образования уже сейчас негативно влияет на получения учащимися значимых навыков, не говоря уже об аспектах воспитательного процесса и отрицательном влиянии на здоровье. Любые нововведения необходимо предварительно глубоко анализировать и обсуждать с экспертами, педагогами и родителями. Союз «Родительская палата», представляющий мнение родительской общественности уверен, что общественные организации и эксперты могут и должны повлиять на определение путей развития современного российского образования.

По данным большинства релевантных опросов, проведенных в течение 2020г. и 2021г. абсолютное большинство родителей России (порядка 80-90%) настаивает на развитии именно традиционного образования и выступает против дистанта и экспериментов ЦОС. «Родительская палата», как союз граждан и организаций, выступающих в защиту семьи, отцовства, материнства и детства приняла решение выступить с Меморандумом Образования России, в котором закреплены принципы традиционного образования. Опросы, проведенные, сервисом по поиску работы SuperJob, показали, что 80% родителей негативно относятся к введению дистанционного обучения в российских школах. Положительно оценивают обучение на дому лишь 17%, приводит 3 февраля 2022г результаты исследования [28].

В отношении навязываемой коммерсантами и чиновниками бездумной цифровизации образования, родительское сообщество в лице Союза «Родительская палата» выступает со следующими положениями Меморандума Образования России:

  1. Признать ЦОС экспериментом над детьми, начатым без согласия родителей, без научного обоснования, без широкого обсуждения экспертами - юристами, педагогами, медиками, психологами, физиологами, социологами и другими. Прекратить эксперимент ЦОС, отрицательно влияющий на здоровье детей в краткосрочной и долгосрочной перспективе, и препятствующий развитию когнитивных способностей учащихся, что является одной из главных задач образования. Предлагаем наложить бессрочный мораторий на дальнейшее внедрение ЦОС, а высвободившиеся средства направить на восстановление проверенного временем полноценного традиционного образования. Направить высвободившиеся средства на ремонт и строительство новых школ, садов, колледжей, учреждений доступного дополнительного образования и развития детей.
  2. Наложить запрет на необоснованный сбор персональных данных учащихся школ и колледжей, и их семей, создание и использование индивидуальных профилей учащихся, цифровых следов, информационных систем, направленных на сбор персональных и/или биометрических данных, введения цифровых образовательных траекторий, системы контроля за эмоциями обучающихся, как нарушающих их базовые права, гарантированные Конституцией.
  3. Разработать и принять СанПиНы, основанные на научных исследованиях и мнении экспертов и ставящие во главы угла здоровье детей. Исключить необоснованное использование цифровых технологий - электронных досок, которые несут негативное излучение и приводят к ухудшению зрения учащихся, цифровых шлемов и других технологий, отрицательно влияющих на здоровье детей особенно при регулярном их использовании.
  4. Для основного общего обязательного образования запретить использование любых цифровых платформ, предполагающих регистрацию данных учащихся и принуждение к ней в т. ч. без согласия родителей, как это происходит сейчас (в т. ч. Cферум, Microsoft Teams, Сберкласс, МЭШ, РЭШ, УЧИ.РУ и др.) в связи с опасностью их неправового использования и хищения. Обучение в школах и колледжах должно вестись по бумажным учебникам единым на всей территории страны и программам, которые доказали свою эффективность многолетним использованием. Вернуть школьникам бумажный дневник как документ об их успеваемости, ведение которого приучает детей к планированию и ответственности. Электронные дневники и сайты - только внутришкольные, без передачи данных за пределы школы (колледжа).
  5. Исключить возможность участия в экспериментах по разработке и внедрению новых образовательных технологий, образовательных ресурсов, методов обучения несовершеннолетних, обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования без получения предварительного письменного информированного согласия на это их родителей (законных представителей) с предупреждением о возможных последствиях и влиянии на здоровье данных технологий).
  6. Обеспечить организацию очных олимпиад, конкурсов, мероприятий, так как они являются важной составляющей комплексного развития ребенка. Запретить киберспорт, как несущий потенциальный вред психологическому здоровью в сторону увеличения агрессии, размытию границ реального и виртуального мира, как ведущий потенциально к массовым трагедиям в школах.
  7. Исключить оценку и прогнозирование учебной деятельности школьников посредством программ и искусственного интеллекта. Обучение исключительно человеком человека.
  8. При Правительстве России должна работать постоянно действующая группа Независимых экспертов в области образования и представителей родительского сообщества, общественных организаций родителей в том числе.

Подчеркнем еще раз - нашей стране нужно здоровое, полноценно образованное молодое поколение. Совместными силами мы должны продвигать решение этой задачи в результативном направлении с учетом предшествующего позитивного опыта и мнения всех сторон образовательного процесса. Будущее нашей страны – в наших детях.

Список использованной литературы

  1. Опрос «Отношение к развитию традиционного образования в России» [Электронный ресурс] // ВКонтакте «Ассоциация Семей России» 13.09.2021 URL: https://vk.com/wall-49095324_13380 (дата обращения: 22.02.2022).
  2. Владислав Кучма: дистанционное образование будет иметь последствия [Электронный ресурс] // Медвестник 20.09.2021 URL: https://medvestnik.ru/content/interviews/Vladislav-Kuchma-distancionnoe-obrazovanie-budet-imet-posledstviya.html (дата обращения: 29.01.2022).
  3. Мнение родителей школьников о дистанционном обучении. [Электронный ресурс] // НИЦ 05.11.2020 URL: http://xn----7sbfhedbrfkjgf7af6bcairj9fsg.xn--p1ai/opros-roditelej-shkolnikov-ob-otnoshenii-k-distantsionnomu-obucheniyu/(дата обращения: 29.01.2022).
  4. Дистанционное обучение в оценках школьных учителей [Электронный ресурс] // НИЦ 05.11.2020 URL: http://xn----7sbfhedbrfkjgf7af6bcairj9fsg.xn--p1ai/anketa-dlya-uchitelej/ (дата обращения: 29.01.2022).
  5. Мнение родителей г. Москвы о внедрении цифровой образовательной среды (ЦОС) [Электронный ресурс] // НИЦ 07.07.2021 URL: http://xn----7sbfhedbrfkjgf7af6bcairj9fsg.xn--p1ai/mnenie-roditelej-g-moskvy-o-vnedrenii-tsifrovoj-obrazovatelnoj-sredy-tsos/ (дата обращения: 29.01.2022).
  6. Отношение родителей г. Санкт-Петербурга к внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) [Электронный ресурс] // НИЦ 16.06.2021 URL: http://xn----7sbfhedbrfkjgf7af6bcairj9fsg.xn--p1ai/otnoshenie-roditelej-g-sankt-peterburga-k-vnedreniyu-tsifrovoj-obrazovatelnoj-sredy-tsos/ (дата обращения: 29.01.2022).
  7. Данные опросов по отношению родителей к внедрению цифровой образовательной среды по другим регионам [Электронный ресурс] // НИЦ URL: http://xn----7sbfhedbrfkjgf7af6bcairj9fsg.xn--p1ai/category/opros/adu/ (дата обращения: 29.01.2022).
  8. Опрос «Формирование культуры и воспитание детей и молодежи в современном образовании» [Электронный ресурс] // ВКонтакте «Ассоциация Семей России» 30.10.2021 URL: https://vk.com/wall-49095324_14420 (дата обращения: 22.02.2022).

9. Западный эксперимент над русским образованием заканчивается [Электронный ресурс] // 24.11.2021 URL: https://spb.tsargrad.tv/articles/egje-pod-udarom-zapadnyj-jeksperiment-nad-russkim-obrazovaniem-zakanchivaetsja_451900

10. Ясюкова Л.Я. Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного образования? // YouTube. 21.04.2015 [электронный ресурс] / https://www.youtube.com/watch?v=YSXgpMVR9Y0 (дата обращения 25.11.21).

11. Поплотнее, ребята: почему не хватает мест в детсадах и школах [Электронный ресурс] // Газета.ru Раздел: Бизнес 13.01.2022 URL: https://www.gazeta.ru/business/2021/01/12/13433600.shtml?updated (дата обращения: 29.01.2022).

12. Михаил Богданов. Человек, сломавший советское образование URL:

https://rodtv.ru/w/ttoXApgfs8PgNgKWCKYiMt (дата обращения: 21.02.2022).

13. Минпросвещения: С 2019 по 2024 годы число школьников в РФ может увеличиться на 2,3 млн человек [Электронный ресурс] // АГН Москва 21.01.2021 URL: https://clck.ru/aqC2q(дата обращения: 29.01.2022).

14. Смольный не спешит выполнять поручение президента об обеспечении доступности детских учебных учреждений [Электронный ресурс] // Peterburg2 22.12.2021 URL: https://peterburg2.ru/news/smolnyy-ne-speshit-vypolnyat-poruchenie-prezidenta-ob-obespechenii-dostupnosti-detskih-uchebnyh-106356.html(дата обращения: 29.01.2022).

  1. Подборка видео с Ясюковой Л. Я // YouTube. [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLpyO01POmhmjdx-zOtipqr86cTj9HHD6b (дата обращения 25.11.21).
  2. Кок и рекламный агент: кого перестанут готовить колледжи. Минпросвещения предложило прекратит прием в колледжи и техникумы по 43 специальностям. Газета.ru 29.11.2021 [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/10/29/14150725.shtml?updated (дата обращения 25.11.21).
  3. О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=122089(дата обращения 25.11.21).
  4. Минпросвещения объяснило закрытие приема в колледжи по 43 профессиям [Электронный ресурс] // РИА Новости 14:03 31.10.2021 URL: https://ria.ru/20211031/kolledzh-1757085953.html (дата обращения 25.11.21).
  5. Программа "Профессионалитет" охватит около 70 колледжей в России в 2022 году [Электронный ресурс] // ТАСС 20.10.2021 URL: https://tass.ru/obschestvo/12755337 (дата обращения 25.11.21).
  6. Актуальные потребности на рынке труда: Минпросвещения намерено прекратить прием в колледжи по 43 профессиям [Электронный ресурс] // RT на русском 30.10.2021 URL: https://russian.rt.com/russia/article/922966-kolledzh-tehnikum-professiy
  7. Ученые представили научно обоснованные СанПиНы, ограничивающие допустимое время сидения за компьютером и смартфоном [Электронный ресурс] // СМИ "БМ-13 "Катюша" 29.08.2020URL: http://katyusha.org/view?id=15031(дата обращения: 29.01.2022).
  8. Ведущий радиобиолог России Олег Григорьев: Если чиновники хотят видеть детей идиотами, увеличить риск онкологии и нейрозаболеваний — пусть ставят Wi Fi в школах [Электронный ресурс] // СМИ "БМ-13 "Катюша" 12.03.2021 URL: http://katyusha.org/view?id=16293(дата обращения: 29.01.2022).
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" [Электронный ресурс] // Грант.ру 22.12.2020 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/(дата обращения 25.11.21).

24. Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования [Электронный ресурс] // Документ pdf. URL: https://mosmetod.ru/files/Doshkolniki/ZOS_21.07.2020.pdf(дата обращения: 29.01.2022).

25. Проект приказа Минпросвещения России Бутуханова А.А Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, а также материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой [Электронный ресурс] // URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=115712 (дата обращения 29.01.22).

26. Общественный уполномоченный по защите семьи. Анализ проекта приказа об оснащении школ оборудованием в рамках реализации ЦОС [Электронный ресурс] // URL: vk.com/detipeterburg?w=wall-91280223_271707(дата обращения 29.01.22).

27. Общественный уполномоченный по защите семьи. Требуем отозвать проект приказа Минпросвета и Минцифры о стандарте оснащения школ в рамках эксперимента ЦОС – как опасный для здоровья детей [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/wall-91280223_272555 (дата обращения 29.01.22).

28. Более 80% опрошенных считают, что дистанционка негативно повлияла на образование детей РБК.RU 3.02.2022 Елена Чернышева [Электронный ресурс] // URL:
https://www.rbc.ru/society/03/02/2022/61fb33939a79473726436424?from=newsfeedhttps://www.rbc.ru/society/03/02/2022/61fb33939a79473726436424?from=newsfeed (дата обращения 03.02.22).

00:42
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...