Всемирная Пандемическая Конституция ВОЗ на подходе

С резкой сменой информационной повестки «пандемия» никуда не ушла и не собирается прощаться с нами. Об этом свидетельствует активная работа ВОЗ по созданию так называемого пандемического Соглашения, направленная на потерю независимости принятия решений в вопросах медицины и прав человека странами, которые присоединятся к документу.

Ангелина Потеряйко

Замысел ВОЗ 

24 февраля 2022 состоялось первое заседание Межправительственного переговорного органа по разработке и пандемического соглашения ВОЗ.В своем вступительном слове генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус обозначил основные проблемы, с которыми, по его мнению, мир столкнулся во время «пандемии коронавируса». Ими оказались отсутствие управления, недостаточное финансирование, слабые системы и инструменты, несправедливость, отсутствие доверия между странами, партнерами. 

«Добровольные механизмы не решили и не решат эти задачи», — сделал вывод генеральный директор ВОЗ. 

Судя по всему, только что созданный межправительственный переговорный орган готов к работе над недобровольными, принудительными механизмами. Это ясно уже из поставленной перед ним целей — мир был лучше подготовлен к предотвращению угроз пандемии и реагированию несколькими способами, среди которыхнаделение ВОЗ полномочиями выполнять свой мандат в качестве руководящего и координирующего органа в международной работе в области здравоохранения, в том числе в отношении обеспечения готовности к пандемии и реагирования на нее.

История вопроса 

В последний день работы Второй чрезвычайной сессии Всемирной организации здравоохранения, 01 декабря 2021 года, было объявлено о начале переговоров о международном Соглашении по предотвращению и контролю будущих пандемий. 

В течение трёх дней – с 29 ноября по 01 декабря 2021 года – делегаты сессии почти со всех стран мира рассматривали возможности принятия специального документа, которое на данный момент носит рабочее название «пандемическое соглашение». 

Во время Второй чрезвычайной сессии ВОЗ запланировал создать межправительственный переговорный орган (МППО) для подготовки и согласования проекта «Пандемического Соглашения» (договора или конвенции) и созвать его первое совещание не позднее 01 марта 2022 года. Рабочий проект документа должен быть предоставлен на рассмотрение второго совещания МППО, не позднее 1 августа 2022 года. 

По информации, опубликованной Reuters, «пандемическое соглашение» будет готово в мае 2024 года. 

Подготовка к созданию Соглашения началась в конце марта 2021 года, когда 25 глав правительств и международных агентств собрались на внеочередную виртуальную встречу по новому международному соглашению о готовности к пандемии и ответных мерах. 

В сентябре 2021 года был выпущен так называемый «пандемический путеводитель», а в преддверии чрезвычайной сессии - «пандемический отчет».

Соглашение лишит страны суверенитета, а человека — прав 

Анализ вышеперечисленных документов приводит к следующим выводам о содержании будущего «Пандемического Соглашения». 

1. ВОЗ может стать единственной организацией, играющей исключительную роль в вопросах здравоохранения, что включает в себя право объявлять о наступлении очередной «пандемии». Что подводит нас к этому предположению? Во-первых, в «пандемическом отчёте» говорится об исключительной роли ВОЗ в вопросах мирового здоровья населения. 

Это пункты 

8 е): Государства-члены признали необходимость предоставления ВОЗ достаточного и стабильного финансирования, позволяющего Организации в соответствии с Уставом ВОЗ играть ведущую и координирующую роль в вопросах здоровья мирового населения. 

9 b): Возможность для расширения, обновления и усиления ведущей и координирующей роли ВОЗ и ее работы в качестве органа, направляющего и координирующего международную деятельность по вопросам здравоохранения в свете реалий мирового здравоохранения в XXI веке, в том числе для укрепления взаимодействия с гражданским обществом и частным сектором. 

21: В ходе обсуждений государства-члены подчеркнули три ключевых принципа: во-первых, центральное место ВОЗ в глобальной архитектуре здравоохранения и необходимость ее укрепления <…> 

ВОЗ в роли хозяйки «пандемического соглашения» определяется в пандемическом путеводителе: 

п.5: Как ведущий орган в области международного сотрудничества в области здравоохранения, ВОЗ будет наиболее естественной хозяйкой рассматриваемого договора [соглашения или конвенции].Во-вторых, в «пандемическом отчёте» указывается обязанность исполнения всех особых положений и основных обязательств будущего пандемического договора 

п.10: Инструмент [соглашение или конвенция], принятый по статье 19 Устава ВОЗ, будет иметь обязательную юридическую силу для ратифицировавших его государств-участников.В-третьих, в будущем пандемическом соглашении будет определено то, каким образом будет объявляться чрезвычайная пандемическая ситуация. Об этом говорится в «пандемическом путеводителе»: 

п.24: В договоре должен быть определен термин «пандемия» (также возможно путем внесения поправок в ММСП (2005 г.) и установлен режим объявления чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения с пандемическим потенциалом. 

2. В «пандемическом соглашении» возможно ограничение прав человека при наступлении «пандемических» режимов и чрезвычайных ситуаций. Эта мысль выражена в следующих пунктах «пандемического путеводителя»: 

п. 11: В-четвертых, хотя «ранние» конвенции были доминирующим, если не единственным, источником международного права по инфекционным заболеваниям, договор о пандемии должен быть встроен в существующее международное право, касающееся здоровья, особенно в области прав человека, и в значительной степени зависеть от него <…>. 

Это означает, что, если в «пандемическом соглашении» ограничение свободы передвижения (то, что мы наблюдаем сейчас в разных регионах мира, где введены qr-пропуска или green pass), принудительная эвакуация населения, пресечение альтернативного мнения на тему пандемии, запрет мирных собраний будут прописаны как часть руководящих принципов или элементы стратегии борьбы с пандемиями, то эти принципы и стратегии должны быть гармонизированы с международным законодательством, которого обязаны придерживаться все принявшие его страны. 

п.28: Переговоры по будущему договору о пандемии должны будут учитывать существующие рамки применимого международного права <…> Права человека включены в Международную Конвенцию по гражданским и политическим правам (МКГПП), а также в конвенции, относящиеся к конкретным предметным областям. Согласно статье 4 МКГПП любое отступление от обязательств в области прав человека, закрепленных в Конвенции, должно основываться на существовании «чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации». Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений, в которых содержится авторитетное изложение стандартов, применимых в случае чрезвычайной ситуации, дополнительно разъясняют, что меры, ограничивающие осуществление прав человека, должны быть предписаны законом в ответ на «насущные общественные или социальные потребности» при соблюдении принципов необходимости и соразмерности. 

Это означает, что страна, ратифицировавшая «пандемический договор», может, не учитывая некоторые положения Конвенции о правах человека, в случае «пандемической ситуации», которая будет признана представляющей опасность для физического здоровья населения, ограничивать часть прав человека в соответствии с Сиракузскими принципами. Под ограничения могут попасть право на свободу и личную неприкосновенность, на свободу передвижения, на уважение частной и семейной жизни, свобода выражения мнения, свобода собраний и объединений, право на вступление в брак, право на труд, на социальное обеспечение, на отдых, право на образование и участие в культурной жизни, владение имуществом, 

3. Если опираться на «пандемический путеводитель» как на предварительный документ для создания «пандемического соглашения», то не исключено, что само соглашение ограничит права профсоюзов. Вот что говорится об этом в «пандемическом путеводителе». 

п. 18: Во-первых, договор может установить минимальные требования к возможностям национальных служб здравоохранения в рамках обеспечения готовности к пандемии по аналогии с основным потенциалом общественного здравоохранения. 

Под минимальные требования могут попасть увеличение времени работы и ухудшение условия работы медицинских работников, что, в случае ратификации «пандемического соглашения», не может быть оспорено профсоюзами. К тому же, согласно пункту 19 того же путеводителя, в пандемическое соглашение, возможно, не войдут меры, направленные на защиту рабочих мест. 

И тут же, ссылаясь на права человека, которые, как мы видели выше, могут быть ограничены в случае пандемической ситуации, «пандемический путеводитель» ограничивает права трудящихся: 

п.28: Наконец, права трудящихся также являются правами человека. Назначение чрезвычайных мер, ограничивающих пользование социальными, экономическими и культурными правами, должно соответствовать условиям, установленным ст. 4 МКГПП и с применимыми стандартами МОТ. 

К стандартам МОТ относится руководство по международным трудовым нормам, в которую входит Конвенция № 87 («Работники и работодатели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации при единственном условии подчинения уставам этих последних в целях обеспечения и защиты своих интересов»), тесно связанная со свободой объединения с другими, прописанной во Всеобщей декларации прав человека. Эта свобода входит в Сиракузские принципы как право человека, которое может быть ограничено в случае чрезвычайного положения. 

4. В базовом документе Чрезвычайной сессии сквозит особая роль в «пандемическом соглашении» НКО, финансовых фондов и прочих учреждений. Возможно, что в рамках соглашения НКО и иные неопределенные структуры будут наделены правом наравне с государствами участвовать в установлении международных законов. Вот что говорится об этом в «пандемическом отчёте»: 

п.8 е): Государства-члены признают также необходимость вложения средств на национальном уровне и инициатив со стороныдругих субъектов, включая международные финансовые учреждения исуществующие глобальные учреждения здравоохранения;

п. 8 h): Одним из приоритетов, по мнению государств-членов, является выработка структурных решений, способствующих вовлечению всех государственных структур и общественных сил в решение задач по предупреждению пандемий и других чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, обеспечению готовности к ним и принятию ответных мер; 

п. 9 а): Формирование политической приверженности на высоком уровне и вовлечение всех государственных структур и общественных сил, что может потенциально способствовать согласованию и мобилизации усилий широкого круга секторов. Это могло бы обеспечить должный уровень внимания к вопросам обеспечения готовности к пандемиям и реагирования на них и гарантировать этой теме постоянное место в повестке дня мировых лидеров. 

5. И, наконец, есть все основания полагать, что страны-участницы «пандемического соглашения» будут обязаны запрашивать внешнюю помощь, в случае, если они не справляются с «пандемией» своими силами. Об этом очень недвусмысленно говорится в пандемическом путеводителе: 

п.18: Во-вторых, договор мог бы содержать положения о взаимной помощи, что часто встречается в международном праве, в том числе в отношении чрезвычайных ситуаций; это будет включать, как минимум, право (по некоторым юридическим заключениям — даже обязательство) Стороны [договора] запрашивать помощь во время кризиса, когда ущерб, причиненный пандемией, значительно превышает ее национальные возможности. 

Итак, в 2024 году население Земли может получить высший закон, согласно которому может быть объявлена чрезвычайная пандемическая ситуация, ограничены права людей, права трудящихся, придана особая роль негосударственным и некоммерческим организациям и обязательство запрашивать внешнюю помощь при чрезвычайных ситуациях. Другими словами, новую всемирную пандемическую Конституцию.

15:27