Департамент образования г. Москвы начал "работу над формированием критического мышления" школьников
Проект предполагает проведение внеурочных занятий три раза в неделю по 30 минут.
Попробуем разобраться, с какой целью такое внимание уделено данному направлению.
В классической психологии выделяют две функции мышления: творческое и критическое.
«Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей».
Критический тип мышления необходим при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. Для большей эффективности «осмысливания» предлагается применение специальных значков. Искусственный интеллект, предполагающий автоматизацию проверки и оценивания заданий, легко справится с их распознанием.
Комплекс заданий для педагога не предполагает обдумывания, подготовки, осознания. Он даётся в готовом виде для транспортировки ученикам (разумеется, во избежание дополнительной нагрузки), также как и комплект вопросов к тексту.
Заметим, ГОСТ Р 59895-2021 при использовании искусственного интеллекта устанавливает автоматизацию процесса подготовки к уроку педагогического работника.
Действительно, зачем тратить время на формирование творческого мышления, необходимого для решения нестандартных задач, требующего взаимодействия интуиции и логики? Это чревато возникновением новых идей и их воплощением, научными открытиями, уникальными произведениями искусства.
И оценить это «не по зубам» искусственному интеллекту.
PS. Отдельного внимания заслуживают картинки к тексту и выделенные словосочетания.
С образцом жалобы в Рособрнадзор и Роспотребнадзор для учащихся младших классов можно ознакомиться здесь: