Концепция школьного образования, разрабатываемой под эгидой ОД «Родители Москвы»


Джерелиевская Ирина Константиновна,
Кандидат педагогических наук,
доктор философских наук,
профессор

Доклад на Круглом столе «Образование: смыслы, ценности, интеллект. Проблемная ситуация» 22 февраля 2022 года

Цель концепциисостоит в возвращении школьного образовательного процесса в культурно-цивилизационную нишу развития России. Культурно-цивилизационная ниша – это путь развития, обусловленный приверженностью корневой системе культуры, что позволяет реагировать на новые вызовы, сохраняя цивилизационную идентичность и учитывая накопленный культурно-исторический опыт. В культурно-цивилизационной нише развития России школа выступает как пространство человекостроительства, успех которого возможен лишь при условии глубинного согласования всего контекста, а точнее среды образования с отечественной культурной ментальностью, обладающей следующими принципиальными особенностями.

Во-первых, в отечественной культурной традиции человек представляется существом внутренне противоречивым, гетерогенным, способным склониться и в сторону добра, и в сторону зла.Отсюда проистекает актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания личности. Социальное развитие здесь, в первую очередь, связано с духовным преображением человека. Развитие внутреннего духовно-нравственного мира первично по отношению к приобретению знаний. Важное значение приобретает и проблема самосозидания, саморазвития человека через осознание им своих недостатков с опорой на совесть.

Во-вторых, важнейшее значение для смягчения внутренней противоречивости человека и его развития, а, следовательно, и для регулирования всей системы социальных отношений здесь приобретает этическая система (идеал, нормы, ценности, добродетели), направляющие его поведение в социальном мире. Поэтому для России характерен приоритет культурно-нравственной регулятивной системы по отношению к правовой.

В-третьих, в отечественной культурной традиции высок статус высшего смысла или идеи, побуждающей человека к трансценденции, т.е. к смысловому прорыву за границы собственной жизни. На основе этого феномена признается существование более устойчивых и глубинных ориентаций человеческого поведения, чем человеческие интересы и потребности. В качестве этих сокровенных ориентаций выступают ценности, которые лежат в основе такого удивительного отношения как служение, например, Родине, любимому делу.

В-четвертых, вопрос общественного устроения и предназначения государства связан с поиском смысла совместного, социально-упорядоченного существованиякак раскрытия творческой программы самоопределения и самоосуществления народа. Существуют высокие ожидания видеть государственно организованное общество как нечто большее, чем условие выживания и безопасного существования индивидов.Государство в его адекватных формах мыслится как воплощенный разум, опредмеченная справедливость, как страж ценностно-смысловых оснований добродетельной жизни и достижения совершенства.В этом случаеблаго государства ставится выше блага отдельного человека.

В-пятых, крайнему индивидуализму западного типа в отечественной культурной традиции противопоставляется соборность, понимаемая как совместная жизнедеятельность на основе любви друг к другу и абсолютных всечеловеческих ценностей. Соборность опирается на «хоровое начало», которое рассматривается как сохранение своеобразия каждой личности и одновременно включение в целое (как в хоре).

Формулируемая нами Концепция школы обогащена смыслом - школа как пространство человекостроительства, воспроизведения человечности.

Этот смысл реализует ряд функций:

  • он располагается «выше» ситуативных мотивов всех участников образовательного процесса, обеспечивая смысловую регуляцию их целостной жизнедеятельности во всех её аспектах;
  • он является единым для всех участников образовательного процесса, обеспечивая их глубинную интеграцию;
  • он направлен на возвращение России в свою культурно-цивилизационную нишу, способствуя тем самым её быстрому и гармоничному развитию;
  • он выступает как высший критерий оценки действий государства в сфере образования со стороны общества.

Мы уверены, что нельзя допускать выхолащивания смыслов социального бытия, поскольку глубинная интеграция общества осуществляется только смыслами и на уровне смыслов.

Нами обозначены ценности школьного образования. Ценность – это понятие, означающее осознанные общие смысловые образования, определяющие главные отношения человека к основным сферам жизни, обладающие большой побудительной силой и характеризующие человека как существо духовное, способное выходить за пределы себя, трансцендировать.

Функция ценностей школьного образования состоит в обеспечении всех участников образовательного процесса социально значимыми ориентирами их жизнедеятельности.

Ценности школьного образования имеют два уровня.

Высший уровень составляют ценности, связанные со смыслом школьного образования. Они представляют собой «законсервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы или всего социума в целом, поэтому через эти ценности человек переживает свою принадлежность к России и отечественной образовательной традиции. Они исключают эгоцентрический взгляд на мир и переживаются как идеалы, т.е. как наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное представление о должном. Поскольку эти ценности нельзя обосновать другими более важными или более общими ценностями, они самоценны, поэтому мы назовем их определяющими или терминальными ценностями.

Примером таких ценностей можно назвать:

  • школа как социальный институт культурно-духовной традиции и воспроизведения человечности. Отказ от компетентносного подхода к образованию;
  • полнота и эмоциональная насыщенность школьной жизни;
  • отношение к каждому участнику образовательного процесса как самоценности, исключающее использование его в качестве инструмента;
  • школа как пространство творческой свободы, самореализации и развития способностей и др.

Второй уровень ценностей школьного образования составляют ценности, связанные с целями обучения и воспитания, т.е. релевантные единичной деятельности. Они имеют менее общий характер и представляют собой ценности-принципы, поэтому мы их назовем инструментальными ценностями. Инструментальные ценности, в свою очередь, составляют два класса.

Ценности первого из них имеют интерсубъектный характер и соотносятся с совокупностью отношений, возникающих в образовательном процессе. К ним, например, относятся:

  • способность находиться в ситуации инакомыслия: внутренняя гибкость и коммуникативная культура;
  • терпимое отношение к недостаткам других людей;
  • справедливость, доброта и отзывчивость и др.

Ценности второго класса имеют субъектный характер и соотносятся с самоотношением человека. К ним, например, относятся:

  • способность к саморефлексии;
  • способность принимать свои ошибки и неудачи;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • способность к самоограничению и саморегуляции и др.

Далее идет цель школьного образования. Цель образования – это понятие, обозначающее предвосхищаемый образ человека, на формирование которого преднамеренно направлен образовательный процесс.

Цель школьного образования - формирование духовно, психологически и физически здорового человека, нравственно и интеллектуально развитого, способного к построению и защите справедливого общества.

Цель школьного образования достигается посредством осуществления двух процессов – воспитания и обучения, обусловленных общим смыслом и протекающих в определенной образовательной среде.

Образовательная средаэто понятие, обозначающее определенный ценностно-смысловой контекст, коммуникативные практики, а также заданные физические, предметно пространственные, эстетически совершенные условия, в которых осуществляется школьный образовательный процесс.

Образовательная среда выступает как источник развития личности ребенка при определенных условиях:

  • во-первых, если она имеет «идеальную форму», т.е. содержит уже на начальных стадиях развития личности ребенка все те компоненты, которые в последующем обеспечат достижение поставленной цели образования.
  • во-вторых, если смыслы, которые транслирует образовательная среда, понятны ребенку, поскольку его позитивное отношение к учебному процессу зависит от понимания этих смыслов.
  • в-третьих, если образовательная среда полностью защищает ребенка от деструктивного психологического и физиологического воздействия.

Образовательная среда имеет несколько сегментов:

  • Первый сегмент - смысловой – содержит ответ на вопрос о совокупности приемов направленной трансляции смыслов, используемой в образовательном процессе. Речь идет о том, каким образом и в каком виде смысл, носителем которого является школьный образовательный процесс в целом, достигает каждого ученика и интериоризуется в его ценностно-смысловую структуру. Смысл транслируется, прежде всего, в непосредственном общении, в этом случае источником смысла для ученика является личность и личностный опыт учителя, воспитателя. Кроме того, смысл транслируется через опосредованное воплощение в артефактах культуры и произведениях искусства, в поступках, в образах, метафорах, символах, в мифах, а также через смысловые диспозиции, обусловленные ролевой или социальной идентичностью ученика (например, принадлежностью к движению волонтеров и др.). Обязательным требованием при этом является понимание ребенком транслируемых смыслов и их обретение в деле поиска им своего места в жизни и в обществе.
  • Второй сегмент – целевой (культурообразующий) -подразумевает ответы на вопросы: каковы цели деятельности субъектов воздействия и какие транслируются знания, нормы, умения, навыки, образцы поведения. Предполагается, что в этом сегменте решается проблема содержания информации, транслируемой в учебно-воспитательном процессе, и релевантности этого содержания цели образовательного процесса.
  • Третий сегмент – предметно-инструментальный – включает в себя заданные физические, предметно пространственные и эстетически совершенные условия, оказывающие на участников образовательного процесса психологическое и физиологическое воздействие, а также определенный набор предметов, выполняющих инструментальную роль в образовательном процессе и способствующих усвоению знаний. Здесь же обязательно должны присутствовать научно обоснованные нормы работы детей с электронным оборудованием, обеспечивающие систему безопасности этой работы для их физического и интеллектуального развития.

Понимание сложности структуры образовательной среды позволяет нам выйти на решение проблемы распределения ответственности за эффективность школьного образовательного процесса. Если школа с некоторыми оговорками способна обеспечить целевой и предметно-инструментальный сегменты образовательной среды, то со смысловым сегментом дело обстоит сложнее. Поскольку и родители, и учителя могут передать детям только те ценности, которыми руководствуются в собственной жизни, и обогатить их только теми смыслами, которые вдохновляют их самих, постольку становится очевидным, что ценностно-смысловой контекст социальной жизни современной России, являясь одним из сегментов образовательной среды, выступает полем высочайшей ответственности государства и общества. Бессмысленное поведение наших детей – это, прежде всего, нерадивость государства и безразличие общества, и только потом – недоработка школы.

Несколько слов об образовательном процессе, который включает в себя обучение и воспитание. Процесс обучения предполагает и освоение знаний, и развитие способностей ребенка. Процесс воспитания представляет собой работу со смыслами, ценностно-смысловую ориентировку поведения учеников. И в таком виде необходима его институционализация.

00:45
RSS
Вязникова Альбина
20:01

Полностью поддерживаю эту концепцию.  Написано немного сложным для простого обывателя  языком, но все четко и ясно изложено. Спасибо всем кто трудился  над этим важным документом. 

 Низкий поклон. 

Загрузка...