​Роль и место образования в сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных цен

Текст доклада ОД «Родители Москвы» на Съезде российской общественности в поддержку проекта Указа президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Появление основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей как нельзя своевременно, и сам Указ должен быть принят как можно скорее.

Эта срочность вызвана тем, что на протяжении последних двух лет родительская общественность наблюдает, как действия чиновников министерства просвещения и минцифры противоречат не только Закону «Об образовании», но и Указу президента «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». Ярким примером такого противоречия является и цифровая трансформация школы, и пропаганда обучения в деструктивных социальных сетях. Это противоречие необходимо устранить ровно так же, как и основных проводников цифровой трансформации образования (АСИ, Сколково, ВШЭ, РАНХиГС, Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования), у которых отсутствует понятие духовности, нравственности, и, самое главное, они потеряли доверие основных заказчиков образования – родителей. Обсуждаемый нами Указ может расставить всё на свои места.

Со своей стороны, общественное движение «Родители Москвы» готово внести в Основы расширенное положение о роли и месте образования в сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Главная задача российского общества – сохранить цивилизационную идентичность России, которая испытывает на себе чужеродное влияние, подвергается трансформации и порой уничтожению.

Те субъекты, которые несут угрозы традиционным ценностям, несут угрозы и образованию – это транснациональные корпорации (в частности, мы говорим о Сбербанке, Яндексе), иностранные некоммерческие организации и российские чиновники, обслуживающие их интересы. В саму систему образования, через ряд учебников и цифровые платформы, за содержание которых, как выяснилось, никто не несёт ответственности, закладываются идеи эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание созидательного труда и позитивного образа России. Сами учебники лишены логики изложения материала и междисциплинарной связи, воспитательного, нравственного, этического содержания.

Выступление на Съезде члена ОД «Родители Москвы» А.Ю. Потеряйко. Фото: Алексей Плохов


Но обозначенного в проекте Указа воспитания в духе традиционных ценностей как ключевого элемента государственной культурно-образовательной политики, необходимого для формирования гармонично развитой личности, недостаточно для решения этих проблем. Для сохранения и укрепления традиционных ценностей требуется определение цели, задачи и смысла образования, создание государственной стратегии развития образования, тесно связанной с государственной политикой по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, с основами стратегического планирования, со стратегией государственной безопасности.

Для создания такой стратегии необходима тесная работа научного и родительского сообщества над новыми подходами, моделями образования и воспитания. Цель такой работы — вернуть школьный образовательный и воспитательный процесс в культурно-цивилизационную нишу развития России. Другими словами, новая, будущая школа должна выступать как пространство Человекостроительства.

На наш взгляд, вся деятельность системы образования должна быть направлена на формирование самостоятельно мыслящего Человека-творца с высокими духовно-нравственными качествами для построения справедливого общества в интересах людей.

Для этого основы создания государственной политики образования должны быть заложены уже в будущем Указе президента, который мы сегодня с Вами обсуждаем.

В фундамент школьного образования должны быть заложены ценности, определяющие главные отношения человека к основным сферам жизни, обладающие большой побудительной силой и характеризующие человека как существо духовное. При этом школа должна стать социальным институтом культурно-духовной традиции и воспроизведения человечности, что автоматически означает отказ от компетентносного подхода к образованию. В своем ценностном подходе к школа должна воспитать и образовать человека, обладающего такими качествами как

  • справедливость, доброта и отзывчивость;
  • сочувствие и сопереживание;
  • взаимовыручка и взаимопомощь;
  • способность к взаимодействию;
  • ответственность за взятые обязательства.
  • способность принимать свои ошибки и неудачи;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • способность к самоограничению и саморегуляции;
  • способность делать выборы и совершать поступки;
  • мужество, настойчивость, упорство;
  • доброта и милосердие;
  • способность поступать по справедливости, ответственность;
  • трудоспособность, самостоятельность, инициативность.
  • уважение родителей и учителей.

В связи с выше сказанным Общественное движение «Родители Москвы», в лице сформированного в его рамках научного сообщества предлагает внести в п. 13 проекта Указа президента следующую формулировку:

«- создание и реализация стратегии образования в Российской Федерации на базе ценносто-цивилизационного подхода, целью которого является Формирование самостоятельно мыслящего Человека-творца с высокими духовно-нравственными качествами для построения справедливого общества в интересах людей».

***

Хочу отметить что часть стратегии, а именно, Концепция образования, разрабатывается научным сообществом ОД «Родители Москвы» под руководством профессора И.К. Джерелиевской. Наше движение всегда готово к конструктивному диалогу с властью, к диалогу, основанному на научном подходе в интересах каждого гражданина нашей страны.

23:11