Об угрозах цифровизации образования для национальной безопасности РФ


Трошина Вера Викторовна,
Координатор юридической службы
ОД «Родители Москвы»

Доклад на Круглом столе «Образование: смыслы, ценности, интеллект. Проблемная ситуация» 22 февраля 2022 года

Общественное движение «Родители Москвы» изначально сложилось из людей глубоко осознающих, что дистанционное обучение является тем спусковым крючком, который запускает хорошо подготовленный механизм слома системы образования путём перевода его в онлайн формат.

Длившаяся долгие годы реформа лучшей в мире системы образования с её запланированным переводом в терминальную стадию цифровой трансформации, имеет много составляющих, и их необходимо обозначить перед тем, как определить необходимые шаги по минимизации нанесенного ущерба:

1. катастрофическое падение уровня знаний;

2. причинение вреда здоровью детей избыточным использованием электронных технологий и изоляцией;

3. превращение родителей в неравноправных участников образовательных отношений;

4. использование бюджетных средств в интересах небольшого числа заинтересованных лиц;

5. угроза национальной безопасности.

Существует глубокая взаимосвязь между всеми пятью составляющими, подтверждающая наличие

а) общего трансгуманистического источника в виде памфлета АСИ «Образование. Глобальная повестка», взятого за основу нынешних преобразований,

б) детально разработанного к АСИ, ВШЭ, «Сколково» плана с использованием форсайтов (Детство 2030, Образование 2030, Москва 2050), игнорирующих интересы и права граждан,

г) усиленного административно-финансового ресурса, позволяющего в отсутствии запроса со стороны общества навязывать проведение необоснованных экспериментов на подрастающем поколении с помощью изменения нормативно-правовой базы (или в обход неё), финансового стимулирования и манипулятивного воздействия на сознание людей.

За время проведения так называемой реформы образования и узаконивания ЕГЭ, качество образования упало до такой степени, что об этом вынуждены были заговорить с трибуны Государственной думы, назвав систему образования неэффективной и навязанной извне. Действительно, вместо общественно значимого блага в школах предоставлялась услуга, качество которой непрерывно снижалось, а поставленные в положение потребителей учащиеся стремительно теряли способность её получать.

Другая причина падения уровня знаний – это сокращение количества учителей, оставляющих школы из-за невозможности прожить на зарплату и пополняющих армию репетиторов. В презентации Минпросвещения, представленной на заседании комитета по науке, образованию и культуре в Совете Федерации, говорится о том, что оклад 76% педагогов сегодня ниже минимального размера оплаты труда. При этом на проект «Цифровая образовательная среда» в 2020 - 2022 годах Правительство РФ выделяет 44 млрд руб. Из презентации следует, что самый маленький базовый оклад - менее 5 000 рублей - у учителей Карачаево-Черкессии. (Если сложить только доплаты московским учителям за использование МЭШ - 10 000 рублей в месяц - и поделить эту сумму на количество учителей в Карачаево-Черкессии, то каждый из них мог бы получать зарплату свыше 100 000 рублей). Возникает вопрос: в чьих интересах в нашей стране взят курс на такую цифровизацию образования, которая делает учителей нищими, а учеников немотивированными невеждами?

Электронным и дистанционным обучением был нанесён самый тяжёлый удар качеству образования и причинен существенный вред физическому и психоэмоциональному здоровью детей.

Президент Российской Федерации после введения дистанционного обучения в 2020 году заявил о необходимости объективно оценить результаты дистанционного обучения, организовать контроль полученных за этот период знаний. Однако, исследований последствий такого «обучения» и объективных выводов нанесения вреда здоровью учащихся дистанционными методами обучения родителям сделано не было. Вовремя и после нахождения детей на дистанционном обучении структурами, ответственными за мониторинг здоровья детей, проигнорированы результаты исследования, согласно которому у 80% школьников в условиях изоляции и дистанционной формы обучения проявились неблагополучные психические реакции, и «лишь у 13,4% школьников можно констатировать благоприятную медико-психолого-социальную адаптацию к условиям самоизоляции и дистанционного обучения». i

Оставлено без внимания мнение экспертов межрегионального бюро судебных экспертиз им. Сикорского о том, что внедрение электронного и дистанционного образования ведет к снижению и деградации всех высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи, воображения; к блокировке развития системного мышления, связанного с установлением причинно-следственных отношений.

В совместном исследовании ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирного банка о влиянии пандемии коронавируса на качество школьного образования сказано, что результаты показали пробел в знаниях, эквивалентный полутора годам обучения. То есть в период дистанта эффект с точки зрения освоения знаний оказался близок к нулю.

Для исследований в России был выбран Красноярский край, имеющий 41-е место в рейтинге качества школьного образования от Рособрадзора. Если 4-классники по читательской грамотности не обнаружили ухудшения уровня подготовки по сравнению с допандемийным периодом, то шестиклассники уже потеряли в пандемию эквивалент трёх-четырёх месяцев обучения. А вот 8-е классы вышли в безусловные антилидеры и в этой категории оказались хуже всех в мире.

Вместе с дистанционными уроками, являющимися профанацией обучения и нарушением даже тех норм СанПиН, которые целенаправленно не учитывают причинение вреда здоровью детей, были внедрены цифровые домашние задания и автоматизированное тестирование полученных знаний, которые доказали во время дистанта свое низкое качество, но которые необоснованно продолжают применять уже в процессе очного обучения.

Подводя итог двухлетней цифровой атаки на образование, приходится констатировать, что кроме слов «прогресс» и «удобство», никаких доказательств пользы для обучения и развития детей от внедрения электронных технологий представлено не было.

Стоит отметить также, что в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ учёт контактных лиц с заболевшими COVID-19 больше не ведётся, и им не требуется изоляция, что фактически приравнивает коронавирусную инфекцию к сезонным респираторным заболеваниям, но мы наблюдаем, как указами глав регионов и приказами директоров школ продолжается необоснованный перевод школьников на дистанционное обучение. Иными словами, цифровая среда продолжает искусственно насаждаться даже в тех регионах, на которые не распространяется действие Постановления Правительства РФ N 2040 «О проведении эксперимента по внедрению ЦОС», и объяснить это заботой о здоровье уже не представляется возможным.

Летом 2021 г. Общественное Движение «Родители Москвы» обратилось в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет с заявлением, в котором аргументированно доказывается, что вред, причиненный школьникам во время обучения с применением дистанционных форм, значительно превышает потенциальный риск для здоровью в условиях РПГ. Сейчас мы снова обращаемся к Краснову Игорю Викторовичу и Бастрыкину Александру Ивановичу с просьбой провести проверку и привлечь к ответственности должностных лиц, отдающих указания о переводе учащихся на дистанционное обучение.

Вопреки здравому смыслу и определению понятия «очной формы», содержащемуся в толковом словаре Ожегова С.И., определениям электронног и дистанционного обучения, данным в Толковом переводоведческом словаре, в учебном пособии для высших учебных заведений «Педагогические технологии дистанционного обучения», в новом словаре методических терминов и понятий, общественность пытаются убедить, что дистант можно рассматривать как технологию очного обучения. При этом ответственность за результат обучения, за жизнь и здоровье находящихся на дистанте детей, школы переложили на родителей – теперь они обязаны контролировать вопросы питания и нахождения своих детей за экранами компьютеров. При этом родителям не предоставляется ни оплачиваемый дополнительный отпуск по присмотру за детьми во время дистанта, ни возмещаются расходы на обеспечение условий для подобного образования. Где же последовательность: если дистант - это очное обучение, то ответственность и материальные расходы должны быть полностью возложены на образовательную организацию. В противном случае, определение очной формы обучения, соответствующее общепринятым нормам, должно быть закреплено законодательно во избежание манипуляций и подмены понятий.

Проведение эксперимента по внедрению ЦОС и намеченная цифровая трансформация образования даже не подразумевают повышение уровня образованности и культуры учащихся. Все без исключения цифровые платформы - МЭШ, «Сферум», «Навигатор» и т.п. - являются инструментом

- сбора персональных данных школьников;

- формирования цифрового профиля учащихся,

С их помощью производится наполнение баз больших данных, внедрение системы управления в образовательной организации на основе больших данных и системы распределенного реестра, без информирования родителей о праве на отказ от обработки и передачи персональных данных третьим лицам. В частности, Электронный журнал дневник, один из сервисов МЭШ, - был представлен как современный удобный инструмент, предоставляющий информацию о текущей успеваемости учащегося.

Несмотря на выступление мэра г. Москва на III Международной конференции по управлению качеством образования «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании», где было озвучено, что Правительство г. Москвы с 2012 г. формирует «базу больших данных в образовании», подавляющее большинство родительской общественности остаётся в неведении в отношении наполнения, функционала и инструментария данного ресурса.

К вопросу об удобстве ЭЖД можно отметить, что родители обратили внимание на тот факт, что значительная часть детей, использующих электронный дневник, не помнит расписания уроков. Очевидно зрительная память посредством экрана работает намного слабее, а наличие постоянного доступа исключает необходимость тренировки памяти.

Во многих школах дополнительного образования Москвы и некоторых общеобразовательных происходит установка систем контроля доступа с функцией распознавания лиц. В случае подключения систем контроля к Единой базе биометрических данных будет осуществляться обработка биометрических персональных данных несовершеннолетних, несмотря на то, что это допускается только в конкретных, разрешённых законом случаях. С помощью этих систем, закупленных ДИТ для всех школ Москвы, предполагается контролировать нахождение на территории только авторизованных посетителей. В системы распознавания заложена возможность интеграции с электронным дневником и сервисом проход-питание.

Согласно Постановлению Правительства № 111 от 04 февраля 2022 гда подростки старше 14 лет смогут зарегистрироваться на портале «Госуслуги» самостоятельно без согласия родителей, что поможет им, как следует из документа, посмотреть свои оценки и домашнее задание. Возникает закономерный вопрос: будут ли посещать школу подростки или планируется обучение через портал "Госуслуги"?

Среди вносимых изменений существует пункт, позволяющий оператору единой системы ограничить возможность действий законного представителя от имени несовершеннолетнего гражданина посредством единой системы. В данном случае чиновники решили отобрать законные права у родителей, нарушив несколько статей Гражданского и Семейного кодексов, а также статью 60 Конституции РФ, при этом ответственность за утечку, подмену данных Правительство на себя не берёт.

По инициативе мэрии Москвы происходит интеграция МЭШ и ЕМИАС, включающая в себя безальтернативную замену традиционных медицинских карт на цифровые, а в совокупности с потенциальной интеграцией электронного дневника с системой распознавания лиц будет собрано целое досье, цифровое портфолио ребёнка – тот самый распределенный реестр, принцип работы которого позволяет, изменив данные в одной из баз, изменить их во всех остальных. Совместно с электронными свидетельствами о рождении, цифровыми дипломами, фотографическими изображениями базы будут содержать основной объем данных о каждом человеке, и манипулировать ими не составит труда при отсутствии вещественных, традиционных носителей, подтверждающих их состав.

Вопреки наложенному Президентом РФ вето на закон о создании электронной базы данных «Контингент обучающихся» 29 декабря 2016 года, происходит крайне избыточный сбор персональных данных учащихся, не соответствующий целям образовательного процесса и слияние баз данных, функционирующих в несовместимых между собой целях.

Следовательно, помимо рисков несанкционированного доступа, вся грядущая трансформация образования представляет собой сбор данных для слежки и управления в форме рейтинга, что представляет собой угрозу национальной безопасности.

Исследование более 29 тыс. школьников проведено НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19».

00:11
RSS
Светлана
19:51

Непонятно, почему реформы, проводимые в стране, однобокие. Вроде бы становимся на рельсы независимости и отстаиваем свою национальную независимость, а с другой стороны — образование и здравоохранение по-прежнему в руках 5-й колонны, которая старается разрушить основы образования в стране, насаждает цифровизацию, чуждые народу интересы. И начинают с детей, как всегда. Именно им хотят привить косное мышление, растлить мораль, заблокировать сознание. Хотят разрушить основные достижения великого советского народа, который является самым образованным в мире, из которого вышло множество выдающихся ученых и гениев культуры. Хотят сделать наших детей рабами цифры, не умеющими общаться в социуме, не умеющих связать двух слов. И выдают это за требования современности, мол, пора старое отправить на помойку и жить по-новому. Только мы это уже проходили. Это не что иное, как новый античеловеческий эксперимент над нашими детьми и внуками. Я — категорически против!!!!

Загрузка...